- 18.07.2011
- 2933 Просмотра
- Обсудить
Возвращаясь к предыдущей моей заметке - я все-таки волнуюсь, что я стала медленнее. Внутри кто-то всё время торопит меня, постоянно пытается прорваться беспокойство и чувство вины, что я что-то ещё не сделала, что я что-то должна делать, но не успеваю, что занимаюсь какой-то ерундой…
После слёта КРОСС-Урал я начала слушать медленную музыку (чего раньше никогда не было), периодически пересматриваю фильм «Пепел и снег». В очередной просмотр появились мысли, что я «трачу время». Я поймала себя на этом и спросила «А что же я ДОЛЖНА делать?». Ответа не нашлось, поэтому я продолжила наслаждаться фильмом и плавной английской речью.
…«If you come to me at this moment, your minutes will become hours, your hours will become days, and your days will become a lifetime»... Потрясающе…
В субботу на КРОССе я рассказала о своих чувствах в отчете, и Алексей Дворников порекомендовал мне книгу «Мастерская времени» (автор Стефан Рехтшафен). В воскресение я её скачала, сегодня начала читать. Так интересно, как только у меня появляются вопросы, так находятся ответы, встречаются нужные люди, попадаются нужные книги, мысли откуда-то приходят…
Отрывок из вышеназванной книги:
«…Мы говорим: «тратить время», «проводить время», «убить время», «найти время», — и дошли до того, что пугаемся, когда нам нечего делать, и обставляем себя звуковыми колонками и телевизионными ящиками, чтобы заполнять тишину. Я жил по-американски, веруя, что могу делать одновременно два или даже три дела: готовить лекции и присматривать за детьми, жарить яичницу и слушать последние известия. Но произошло несколько событий, которые изменили мой способ мышления, перевернули весь мой образ жизни, сделали время главной темой моих занятий — и привели меня к этой книге.
Первое событие было, на первый взгляд, обыденным: я увидел, как идет человек.
Конечно, человек это был особенный, и его поступь не похожа была ни на что виденное мною до сих пор. Это был вьетнамец Тич Нхат Хан, буддийский монах и активист движения за мир...
В тот день он проводил занятия по медитации, а я обсуждал служебные дела с одним из сотрудников. Окна моего кабинета выходили в наш сад, и вот там, в саду, я увидел Тич Нхат Хана. Я мгновенно забыл о делах и о посетителе; я стоял у окна, ошеломленный, и смотрел, как идет по саду Тич Нхат Хан, сопровождаемый доброй сотней людей.
Он шел так, словно целовал землю каждым своим шагом. Он присутствовал полностью, он был всецело и очевидно погружен в акт ходьбы. Я почти почувствовал, как он смакует каждое мгновение, я почувствовал траву под ногами, почувствовал единство его тела в каждом движении.
Он присутствовал в своей ходьбе. В тот момент ничто другое не имело значения; он жил только в теперь. Даже сегодня, вспоминая ту сцену, я ощущаю себя полностью присутствующим в том своем переживании его ходьбы.
В тот вечер, направляясь к ужину, я внезапно остановился. Я осознал, что моя голова занята незаконченным обсуждением в кабинете и что я забыл позвонить по телефону, так что придется звонить после ужина. Другими словами, я существовал в прошлом и в будущем, но не в настоящем. В тот вечер, как и во все предыдущие вечера, я не сознавал, что я иду, не сознавал своего дыхания, не замечал сияния освещенных окон в столовой института.
Я стал думать о Тич Нхат Хане и — по мере того как я давал себе входить в свой настоящий момент — осознавать свои действия в этот момент и вместе с этим избавляться от утомительных мыслей о прошлом и будущем, — я начал замечать, как меня охватывает глубокое умиротворение. Казалось, все мое существо переходит в состояние релаксации. И еще я понял, что могу испытывать это состояние в любое время. Все, что для этого требовалось, — это ввести себя в настоящий момент и быть здесь. И я мог оставаться в этом состоянии сколько угодно! Я научился контролировать — то есть создавать — время!
Медленная и осознанная ходьба, с обычной точки зрения бедняков времени, выглядит «тратой» времени. Однако и я, и мои бесчисленные студенты установили, что даже несколько мгновений такого присутствия настолько успокаивают и освежают, что еще долго в течение дня мы наслаждаемся миром и душевным комфортом»…
Так значит я на верном пути! Да и Михаил Ефимович говорит, что степень невротизированности человека показывает промежуток времени, который он думает о грядущем событии, а потом вспоминает о нём. Невротики не живут в настоящем. Таким образом, чем больше времени вы проводите «здесь и сейчас», тем более здоровый вы человек.
И ведь, правда, я не могу наслаждаться едой, потому что вечно куда-то тороплюсь, я сплю мало, потому что боюсь что-то пропустить, я бегу, бегу, бегу, но чувствую, что всё равно ничего не успеваю… И вот, в последнее время я начала себя тормозить. Раньше у меня была «уважительная» причина себя грызть за «ничегонеделание», я говорила себе (что бы я ни делала): «Вот, надо диссертацию писать, а я дурью маюсь»... А сейчас другая проблема - я не знаю, что мне «НАДО делать», но продолжаю себя ругать, не даю себе расслабиться. И чтобы «ничего не делать» приходится прилагать физические усилия и объяснять себе, что я никому ничего не должна.
Вот уже две недели я живу одна. Я наслаждаюсь одиночеством, я общаюсь с собой. Я учусь радовать себя. Пока это заключается в покупке себе очередной пары туфель, красивого белья, новой кофточки, мороженого или других вкусностей, пешей прогулке, чтении книг. Вчера я пересадила цветы, на которые у меня «не находилось времени» уже год. Я ложусь спать раньше, так как поняла, что это не «трата времени на сон», а необходимость для организма, чтобы на следующий день чувствовать себя отдохнувшей и бодрой.
Вчера у меня опять появились вопросы о смысле жизни. В чём смысл жизни? Ведь этот вопрос тоже напрямую связан со временем. Жизнь то конечна и надо всё успеть сделать! Вот – опять это «надо» и что «всё»???
Для чего я живу? Раньше всё было понятно – я жила для других. «Радуй других» и точка (я помню мою растерянность после очередного семинара, когда я не понимала, для кого же теперь жить и что значит «Радоваться самой»). Вообще я подумала, что хочу «приносить пользу обществу», но вот «Как её приносить?», «Что для этого делать?» - на эти вопросы ответа я не нашла. Я вспомнила притчу о человеке, который хотел помочь миру, стране и т.д., в конце концов, помог себе и тем самым помог всем остальным. И, действительно, если я буду задёрганным невротиком, как же я смогу помочь миру, это мне тогда помощь нужна будет... Потом я вспомнила что «Смысл жизни в ритме каждого дня и часа». А перед сном я вышла на балкон, посмотрела на небо, облака, зелёные деревья передо мной и подумала – вот он смысл жизни: созерцать, наслаждаться, жить. А может быть последнее слово было «любить»…
Татьяна Барнева
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.