- 05.06.2014
- 5669 Просмотров
- 4 комментария
Мои «любимые» виды пассивного поведения. 04.06.2014 г.
Моими наиболее «любимыми» видами пассивного поведения как мощного механизма реализации сценария являются - сверхадаптация и ничегонеделание. Всего их 4. И во всех видах присутствует игнорирование.
При этом виде пассивного поведения сверхадаптивный человек не задает вопросов себе – а что хочет он. Он действует так, как ждут от него другие. Он как робот, запрограммирован и предсказуем. Им легко манипулировать. Его адаптивный ребенок ориентирован на удовлетворение желаний других людей. На мой взгляд, срабатывает предписание – радуй других. Для выхода из сценария необходима замена на установку – радуй себя.
С учетом новой установки для себя решила на будущее:
- прислушиваться к себе, каждый раз при общении с другими людьми и спрашивать себя о своих желаниях (хочу ли я того же, что хочет собеседник);
- если сразу не понимаю, чего я хочу, брать паузу в разговоре, заготовка фразы – «не готова сейчас сказать что-либо, я подумаю, и Вам сообщу».
Ничегонеделание. При этом виде пассивного поведения «сценарный» человек тратит свою энергию не для решения проблемы, а на то, чтобы предотвратить любое действие. Для него бездействие является привычным и безопасным.
- При этом виде пассивного поведения «сценарный» человек тратит свою энергию не для решения проблемы, а на то, чтобы предотвратить любое действие. Для него бездействие является привычным и безопасным.
Я долго не могла понять,как действует «матрица игнорирования», хотя Борис Литвак на своих семинарах, когда он освещал эту тему, всегда приводил конкретные примеры. Удалось это сделать только сейчас-когда делала проработку одной из текущих ситуаций как наглядный пример моих «любимых» видов пассивного поведения. При анализе ситуации через фильтры матрицы игнорирования
Текущая ситуация. Несостоявшаяся встреча по инициативе коллеги.
- Дней 10 тому назад я заехала проведать моего коллегу (бывшего начальника). Она изъявила свое желание встретиться с нами – со мной и еще двумя коллегами. Когда-то мы работали все вместе в одной организации, потом наши рабочие пути разошлись, но дружеские отношения остались. Мы обсудили с ней – дату, место и время. Встречу мы назначили на ближайшее воскресенье. Я сразу же согласилась с ней, хотя у меня была запланирована на это время поездка в другой город для встречи с единомышленниками - друзьями из КРОССа. Мы собирались встретиться и пообщаться. После встречи с коллегой я отменила свою поездку в другой город и извинилась перед друзьями. И я занялась организацией встречи. Позвонила каждому из коллег и получила их предварительное согласие. Договорились, что к концу недели уже обговорим все детали. В пятницу я опять обзвонила всех. И одна из коллег предложила встречу перенести на более позднее время. Я попросила ее согласовать новое время встречи с коллегой – инициатором встречи и позвонить мне после разговора с ней. Она мою просьбу выполнила и сообщила – встречи не будет вообще в этот день из-за неспокойной обстановки в городе, она переносится на неопределенное время. Коллеге я ничего не сказала. По ходу разговора мысли возникли – ну вот, опять, двадцать пять; опять без меня, меня женили; опять меня поставили перед фактом; и встреча отменилась, и с друзьями не встретилась.
- Когда коллега мне сообщила о переносе встречи, мне было неприятно. Осадок после разговора остался. Рэкетные чувства - разочарование и обида. Неоправданные ожидания - я думала, что вопрос о переносе встречи со мной будет согласован. И коллегу и бывшего начальника я знаю уже пару десятков лет. И уже много раз возникали подобные этой ситуации, и каждый раз у меня были аналогичные эмоции. Я позволила, чтобы за меня приняли решение.
Осознание того, что произошло, пришло только после последней консультации с психологом (Галиной Китаевой).
Анализ ситуации:
1. Желание бывшего начальника было выше и приоритетнее моего желания. О своей поездке в другой город, я даже ей не сказала, и не попросила ее согласовать другую дату для встречи. Ради встречи с ней я отказалась от встречи с друзьями из КРОССа. Почему? Взрослая женщина, с Я+ без всяких если, могла спокойно предложить коллеге другую дату встречи, сославшись на свои дела. Не боясь в ответ получить отказ. Ведь отказ коллеги совсем не означал бы, что она как-то могла изменить свое базовое отношение ко мне. Она ко мне хорошо относится. С пониманием и уважением относится не только к своим желаниям, но и к моим тоже. Девочка с «Я + если» отказать не могла, потому что любили ее только за полное послушание. Она была хорошей только тогда, когда слушалась старших. Я +, если выполняю то, что хотят другие. Ее любили, когда она слушалась. Любовь родителей девочки была условной – порцию их любви она получала за свое послушание, то есть когда она делала то, что говорили ей делать.
2. Коллега, которая инициировала встречу - мой бывший начальник, она рекомендовала меня на то место работы, где я сейчас работаю. Она занимает большой пост в регионе. Я часто обращаюсь к ней по разным вопросам по своей работе. Если будут какие-то сокращения, я всегда смогу обратиться к ней за помощью. Я ей, как правило, ни в чем не отказываю. Мне ей отказывать нельзя из-за всех этих факторов.
3. Рэкетные и истинные чувства.В моей семье гнев был запрещенной эмоцией, после разговора с коллегой испытывала «сценарные» чувства – обида, разочарование. Высказывание чувств было запрещено, обида подавлялась.
- Мое поведение с коллегой - инициатором встречи было сверхадаптивным. Я отказалась от своего желания (запланированная поездка в другой город для встречи с друзьями из КРОССа) в угоду ее желания (встреча со мной и другими коллегами).
- Я обесценила свои потребности, способности других людей (что они меня услышат и поймут, позаботятся обо мне и согласятся встретиться позже, когда всем будет удобно) и проигнорировала при разговоре с коллегой –инициатором встречи:
- свою возможность выбора-я могла отказаться от встречи в эту дату;
- свою способность провести переговоры и согласовать иную дату встречи.
Я выполнила все, что хотела коллега – инициатор встречи. Я взяла на себя функции по организации встречи.
- Мое поведение с коллегой было ничегонеделание. Сработала детская стратегия ухода. Пассивное бездействие – ничего не сказала коллеге о своих чувствах. Свои интересы не защитила. Допустила, что мои психологические границы были нарушены.
- При разговоре с коллегой я проигнорировала:
- свою возможность выбора – я могла сказать ей о своих чувствах;
- свою способность договориться с ней на будущее согласовывать со мной все вопросы, которые касаются меня лично.
- Моим истинным чувством при разговоре с коллегой был гнев на нее и коллегу – инициатора встречи (за меня приняли решение, не учли мои интересы как будущего участника встречи, не дали высказать свои соображения). Вместо гнева я испытала сценарные чувства – разочарование, обиду. То есть «энергия» гнева ушла в обиду, которую я подавила.
6. Мое поведение с коллегой - инициатором встречи после разговора с коллегой было ничегонеделание. Опять же сработала детская стратегия ухода. Пассивное бездействие – не позвонила и не поговорила с ней. Я проигнорировала свою возможность выбора – действовать, сказать ей о своих чувствах и договориться на будущее о «защите своих границ».
- Фильтры Матрицы Игнорирования
- первый фильтр — наличие проблемной ситуации. Я делаю вид, что при ситуации, когда мои желания не учитываются и нарушаются мои границы, является нормальными.
- второй фильтр— значимость. Моя значимость и значимость моих желаний, соблюдение моих границ не так уж и важны. Я их обесцениваю, и, соответственно, игнорирую сама и позволяю делать это другим.
- третий фильтр— возможность изменения. Я игнорирую возможность что-либо менять.
- четвертый фильтр — фильтр личных способностей. Я игнорирую свои возможности – конструктивного общения, убеждения, успешного ведения переговоров.
Как итог, в этой ситуации, я сделала все, чтобы подтвердить свою позицию – со мной не все в порядке, из-за чего меня не уважают и со мной не считаются. Отсюда, мои сценарные мысли и негативные переживания. Я – не окей, я - плохая.
Далее, я для изменения своего детского решения (я - не окей, я + если) сделала разбор ситуации по следующей методике: ситуация (см. выше) – эмоция (см. выше) – запрет – предписание – решение:
Запрет – не будь собой, (то, что ты чувствуешь, это не важно, не своей жизнью жить, а жизнью другого человека, свои чувства не нужно учитывать)
Предписание - «радуй других», «будь сильной» (задави свои чувства)
Детское старое решение – Меня можно любить, если я выполняю желания других и на своем не настаиваю, не говорю о своем желании. Я должна учитывать не свои желания, а желания других.
Я + если я учитываю желание, мнение другого человека, и во всем с ним соглашаюсь.
Новое решение: Я в порядке, я люблю себя и любима. Я могу думать о себе. Я могу говорить другим то, что я чувствую и думаю. Меня любят и ценят любую. Я себя люблю и ценю.
Ура! Я – молодец! Первый шаг сделан – новое решение принято. Я ведь уже не та маленькая девочка, которая принимала «старые» решения. И ситуация изменилась, и я - уже взрослая женщина, в жизни которой происходят глубокие перемены. Поэтому действие этих старых детских решений скоро будет прекращено.
Я беру ответственность на себя за внедрение этого нового решения в жизнь.
И мой следующий шаг - подкрепление нового решения словами (аффирмациями) и действиями. Поэтому думаю, что на глубинное принятие моим подсознанием нового решения уйдет определенное время, но я готова к этому, потому что жить по «старым детским решениям» я уже и не могу, и не хочу.
При подготовке отчета были использованы материалы книг и статей М. Литвака, семинаров и статей Б.Литвака, статей и консультаций Г.Китаевой, книг Гулдинг М., Гулдинг Р. «Психотерапия нового решения», Макарова В.В. и Макаровой Г.А. «Транзактный анализ — восточная версия».
Небольшая ремарка: Громадное спасибо Галине Китаевой за выявление моих «любимых» видов пассивного поведения!!! И спасибо Кириллу Борецких за удачные примеры использования методики принятия новых решений!
С вами была Татьяна.
До новых встреч !
Похожие материалы
0
Спам
Другой - не подозревает. Более того - он считает что так и должно быть, и никак иначе. И даже начинает настаивать на своём, если вдруг встречает несогласие или отказ там где раньше всегда было согласие.
Человек, позволяющий нарушать другим свои личные границы - жертва. И ответственен за то что он жертва - только он сам. И только он сам, взяв ответственность на себя за свою жизнь, может перестать быть жертвой, начать показывать и отстаивать свои границы, "защищать" их. Как? Открыто проговаривая свои желания, и не допуская ущемления своих интересов. Не надо воевать, спорить и драться. Необходимо быть просто спокойным и уверенным, и не соглашаться на те условия, которые ущемляют ваши интересы. ИМХО. |
0
Спам
У меня вопрос ко всем: нарушение границ - это что? Если происходит процесс договоренности: "Мы обсудили с ней – дату, место и время" - то можно ли это считать нарушением границ? Мы сами однозначно соглашаемся, а потом считаем, что наши границы нарушены. А человек другой тут и не при чем, даже не подозревает о "нарушениях". Или я не права?
|