Меню
Назад » » » 2015 » Июль » 13

«Твори!» Ч.2 (напутственная речь Нила Геймана) *

«Твори!» Ч.1 (напутственную речь Нила Геймана)

В-четвертых, я надеюсь, вы будете совершать ошибки. Если вы совершаете ошибки, значит — вы что-то делаете. Ошибки сами по себе могут быть очень полезны. Однажды я сделал ошибку в имени «Каролина», когда писал письмо, я перепутал местами «А» и «О», и я подумал: «Коралина — это выглядит, как настоящее имя...» (*«Коралина» — название одного из романов Нила Геймана*)

И помните: не важно, чем вы занимаетесь, музыкант ли вы или фотограф, художник или мультипликатор, писатель, танцор, дизайнер — что бы вы ни делали, у вас есть одно уникальное преимущество. Вы умеете творить.

И это качество не раз спасало жизнь и мне, и многим людям, которых я знал. Искусство спасает. Оно никогда не оставит вас — ни в хорошие времена, ни в любые другие.

Иногда жизнь трудна. Все идет наперекосяк: и любовь, и дружба, и бизнес, и здоровье, и вообще все. И в такие моменты ты должен делать одно.

Ты должен творить.

Я серьезно. Муж убежал с политиком? Твори. Твою ногу сломал а затем съел мутировавший боа-констриктор? Твори. У тебя на хвосте налоговая? Твори. Кот взорвался? Твори. Кто-то в интернете считает, что все, что ты делаешь, глупо, вредно и было сделано до тебя? Твори. Из этого обязательно что-нибудь получится, и в конечном итоге время ослабит хватку, но это будет уже не важно. Делай то, что умеешь лучше всего. Твори.

Твори даже тогда, когда все хорошо.

        И, в-пятых, создавай что-то свое. Делай то, что только ты можешь делать.

Первый соблазн любого новичка — скопировать чужое. И это неплохо. Многим из нас, чтобы найти свой собственный голос, приходится сначала подражать чужим голосам. Но у вас есть одна вещь, которой нет ни у кого, — это вы сами. Ваш голос, ваш разум, ваша история, ваше видение. Поэтому пишите, рисуйте, стройте, играйте, танцуйте, живите так, как можете только вы.

Вам может показаться, что, возможно, вы идете голый по улице и открываете для чужих глаз слишком большую часть своего сердца, и своего ума, и всего того, что скрыто внутри вас, выставляете себя напоказ. Если вы чувствуете это — значит, вы делаете все правильно.

Все лучшее, что я делал в жизни, я делал, не беспокоясь о последствиях. Я писал рассказы, которые, я знал, либо будут хороши, либо, что более вероятно, станут постыдными поражениями, и люди будут собираться вместе, чтобы обсудить мои неудачи, и будут делать это до скончания веков. Все мои работы объединяет одно: оглядываясь назад, люди сегодня ищут рецепт, объясняют, почему та или иная книга была обречена на успех. Я же, когда писал их, понятия не имел, что получится в итоге.

И до сих пор не имею понятия. Да и вообще, разве это весело: работать над чем-то, заранее зная результат?

Иногда я делал вещи, которые не приносили никакого результата. У меня есть тексты, которые никогда не будут переизданы. Некоторые из них никогда не покидали пределов моего дома. Но на них я учился не меньше, чем на тех, что удались.

В-шестых. Я хочу передать вам секретное знание фрилансера. Секретное знание — это всегда хорошо. И очень полезно для любого, кто хочет связать свою жизнь с искусством и делать что-то для людей. Я выучил это правило, занимаясь комиксами, но оно подходит и к любой другой области. Оно звучит так:

Людей нанимают потому, что, так или иначе, их нанимают. В моем случае я сделал то, что сегодня было бы легко проверить, и тогда у меня возникли бы проблемы, но когда я начинал, в до-интернетную эпоху, это казалось разумной карьерной стратегией: когда редакторы спрашивали меня о прошлых нанимателях, я врал. Я перечислял целую кучу журналов, и говорил уверенно, и получал работу. Потом для меня стало делом чести — написать что-нибудь для каждого журнала из списка, который я озвучил, чтобы получить первую должность, поэтому, строго говоря, я не совсем врал, я просто изменял хронологию событий... ведь ты получаешь работу так, как ты ее получаешь.

Люди продолжают работать в мире фриланса, и мир сегодня все в большей степени становится миром фриланса, потому что фрилансеры хорошо выполняют свою работу, потому что с ними легко поладить, и потому что они всегда все делают вовремя. И вы даже не обязаны соответствовать всем трем требованиям сразу. Двух вполне достаточно. Даже если с вами сложно общаться, люди будут вас терпеть, если вы хорошо работаете и всегда выполняете работу в срок. Они простят вам опоздания, если ваша работа хороша и вы приятный человек. И вам не обязательно быть лучше других, если вы всегда все делаете вовремя и отлично ладите с людьми.

Когда я согласился дать вам это напутствие, первое, что я сделал — попытался вспомнить лучший совет из всех, что я когда либо получал за свою жизнь.

Его мне дал Стивен Кинг двадцать лет назад, когда «Песочный человек» был на пике популярности. Я писал комикс, и люди любили его и принимали всерьез. Кингу понравился и «Песочный человек» и мой роман «Добрые предзнаменования», написанный в соавторстве с Терри Пратчеттом. Он видел безумный ажиотаж вокруг меня, и толпы людей, стоящих в очереди в надежде получить автограф. И он сказал:

«Это просто прекрасно. Ты должен насладиться этим».

И я не насладился. Я проигнорировал лучший совет в моей жизни. Вместо того чтобы насладиться славой, я постоянно беспокоился: о дэдлайне, о новой идее, о новой истории. В следующие четырнадцать-пятнадцать лет я постоянно писал что-то в голове и мучил себя вопросами. Я так и не смог остановиться и сказать себе: «Эй, а ведь это очень весело».

Я бы хотел больше радоваться своим успехам в то время. Это был замечательный путь. И некоторую его часть я пропустил, потому что был слишком обеспокоен тем, что что-то может пойти не так, и тем, что будет дальше — и не смог получить удовольствие.

Я думаю, это был самый сложный урок для меня: отпустить ситуацию и просто получать удовольствие от жизни, потому жизнь иногда забрасывает тебя в самые невероятные и неожиданные места.

И здесь, за этой кафедрой, сегодня, одно из этих мест (я безмерно наслаждаюсь этим моментом). Честно говоря, я поместил эти слова в скобки, чтобы не говорить их, если это будет не так.

Я желаю удачи всем сегодняшним выпускникам. Удача очень полезна. Позже вы поймете, что трудолюбивое и мудрое отношение к своей работе делает вас удачливее. Это и есть удача, и она помогает.

Сегодня мир переживает переходный период, особенно в отношении искусства, потому что изменился сам характер распространения информации, и теперь существует гораздо больше возможностей для творца показать свои работы миру и продолжать заниматься любимым делом, сохраняя при этом крышу над головой и возможность покупать сэндвичи. Я разговаривал с людьми, находящимися на вершине пищевой цепочки издательского и книжного бизнеса, с представителями этой индустрии, и никто из них не знает, как изменится картина мира через два года, что уж говорить о десятилетии. За последние сто лет люди создали множество способов, помогающих писателям, художникам, музыкантам и вообще всем творческим людям легко распространять свои труды.

С одной стороны это звучит угрожающе, но с другой — дает нам невероятную свободу. Правила, предположения, все эти «сделай-то-и-то», чтобы твою работу заметили, а потому сделай это, — сегодня все это не работает. Те, кто раньше сторожил ворота, ведущие в мир творчества, сегодня покидают свои посты. Ты волен делать все что угодно. YouTube и интернет (и все, что следует за ними) могут дать тебе такую аудиторию, которую не смог бы дать ни один телеканал. Старые правила рушатся, и никто пока не знает новых.

Поэтому придумайте свои собственные правила.

Одна девушка недавно спросила меня, как это возможно — сделать что-то, что, как она предполагала, будет очень сложно; речь шла о записи аудио-книги, и я предложил ей притвориться, что она как раз такой человек, которому это по силам. Не притвориться, что делает это, но притвориться, что может сделать. Она повесила на стену в студии записку с моим советом, и позже призналась, что это помогло.

Поэтому будьте мудры, ведь миру не хватает мудрости, а если вы не можете быть мудрым, притворитесь мудрецом, и ведите себя так, словно вы — это он.

А теперь идите и совершайте интересные ошибки, удивительные ошибки, великолепные и фантастические ошибки. Нарушайте правила. Сделайте этот мир более интересным своим пребыванием здесь. Творите».

Перевод А. Поляринова

http://lj-editors.livejournal.com/480469.html

 

 

 
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]