- 27.02.2014
- 2390 Просмотров
- 24 комментария
Хочу привести пример сравнения тренингов с BitTorrent протоколом, возможно это будет интересно.
Раньше я думал, что провести тренинг - это просто, собрал людей, выбрал тему и все поехали. Рассказываешь тему и люди сами развиваются.
Но это немного не так. Я несильно разбираюсь в понятии BitTorrent протокола, но думаю этот пример как раз подойдет для метафоры.
BitTorrent (протокол в компьютерных сетях), насколько я понимаю, позволяет быстро скачивать файлы из компьютерной сети. Так как нагрузка на скачивание файла из сети лежит не на одном сервере (выделенном папа-компьютере), а на сети - в скачивании помогают несколько десятков компьютеров, которые обладают исходным файлом и таким образом могут отдавать в сеть разные частички своего файла одновременно.
В результате я получаю ускорение загрузки файла, потому как его загрузка идет из нескольких источников одновременно - как ручейки, которые стекаются в одно озеро, организуя мощный приток воды. Также эти ручейки соединены между собой. Примеры таковых водных сетей есть в Западной Сибири. Капелярные сосуды в теле человека организуют такую же сеть.
Но в организации сетевого BitTorrenta есть все же один управляющий сервер - трекер. Он не передает никакие файлы, а только организует сеть - сообщает участникам сети (отдельным компьютерам) общее состояние сети и информацию, о том откуда можно загружать частички файла (надеюсь я правильно говорю).
Без трекера сеть работать не будет - потоки частичек файла пойдут в разнобой и в итоге я не смогу получить весь файл на свой компьютер. Трекер необходим, потому что именно он управляет процессом раздачи файла.
Таким образом этот протокол действует очень эффективно на мой взгляд - дает результат: увеличение скорости загрузки файла, без увеличения пропускной способности отдельных каналов сети. Большой поток воды подобным образом проходит через сеть мелких ручейков.
Тренинги (опять же с моей точки зрения) технически происходят по схожему принципу - в тренинге все люди обладают уникальными знаниями, навыками, способностями - каждый участник обладает определенным мышлением - не плохим, не хорошим - своим, индивидуальным и полезным. Просто что-то есть у меня, а что-то есть у тебя. Хорошо бы нам с тобой этими знаниями сейчас поделится, хорошо бы научить друг друга.
То есть выстроить своего рода пирринговую сеть, в терминологии IT - это одноранговая сеть, где каждый клиент (отдельный компьютер) обладает равными правами, и является одновременно клиентом (ведомая роль, потребитель информации) и сервером (управляющая роль).
Так вот, люди также выстраивают такую сеть, где каждый участник одновременно является учеником - получает новую информацию от тренера и участников, а также является учителем - передает свое видение, полезные навыки, обратную связь другим участникам , а также тренеру.
Представляя тренинг таким образом, становится понятна роль тренера в этом процессе - он как тот трекер - управляет процессом обучения участников. Думаю любой профессиональный тренер скажет, что сам учиться многому у своих участников. И все же тренер выступает в тренинге в роли направляющего звена, которое возвращает группу к исходной цели тренинга и к правилам взаимодействия.
Целью обучения может быть:
- Изучение нового программного продукта.
- Изучение новой методики работы.
- Наработка определенного психологического или бизнес-навыка.
- Выстраивание партнерских взаимоотношений внутри коллектива
- Стратегическое управление и т.п.
В свете вышесказанного, становиться ясно, что тренер должен уметь представлять цель тренинга. А также тренер должен уметь оценивать конечный результат тренинга. То есть обладать информацией о конечном продукте, который участник может получить на выходе из тренинга. Так трекер в BitTorrent обладает информацией о конечном размере файла, и других характеристиках файла.
В тренинге правда такие характеристики как достижение начальной цели не имеют жестких рамок, но могут быть измерены в виде тестирования в конце тренинга, или в виде оценки результатов деятельности участников после тренинга.
Этот пункт подразумевает, что тренер должен быть экспертом в той области, в которой он работает, то есть должен иметь определенные базовые знания в данной прикладной области.
Почему же тренинги, на мой взгляд, могут быть эффективным инструментом обучения и развития?
Дело в том, что когда обучение ведет лектор - мы получаем (или пропускаем) информацию только от лектора. Мы используем только способности одного участника группы - лектора.
Если при этом мы начинаем выполнять упражнения по заданию лектора, мы уже получаем больше информации, так как закрепляем полученные знания на практике и пропускаем их через свой опыт - идет уже согласование личного опыта и опыта лектора.
Самое веселое начинается, когда мы обучаемся вместе в группе , когда есть взаимодействие между всеми участниками - информация к нам поступает по сети - от всех участников группы:
- Я делаю, что-то сам - являюсь примером для окружающих.
- Я смотрю на других участников группы - и невольно копирую с них их эффективные модели поведения.
Но и тут есть свои подводные камни - для того чтобы начать воспринимать информацию от окружающих и от тренера, необходимо сначала довериться: довериться группе, тренеру.
В этом думаю заключается большая часть работы тренера - в установлении доверительных отношений внутри группы, после этого работа группы ускоряется в разы.
Как это сделать? Примерно также как и в работе трекера:
- Необходимо сформировать информацию о конечной цели тренинга (описать файл).
- Ввести определенные правила взаимодействия в группе (описать состояние сети).
- Организовать взаимодействие и перевести послания участников на единый понятный всем язык (объединить несколько компьютеров в единую сеть).
Последний пункт самый сложный - на данном этапе в группе могут возникать конфликты, которые тренер должен уметь разрешать. Возникают они ввиду того, что все мы разные, с разным прошлым, разными вкусами - мы воспринимаем мир по разному - по сути общаемся на разных языках и не готовы с ходу к продуктивной учебе или работе. Связи между участниками группы в начале взаимодействия - слабы, а соответственно на первых порах, эффект взаимодействия проявляется слабо.
Возникновение конфликтов в группе на мой взгляд положительное явление - это показатель того, что участники группы начали притираться друг к другу, взаимодействовать. Хотя может я и ошибаюсь.
Для того, чтобы наладить связи, уходит часть сил тренера и тренер должен планировать такое взаимодействие. Но зато после установления такого контакта, тренер может почти не работать в группе.
Группа становиться резонирующей сетью - достаточно передать в сеть кусочек информации для обработки - например отработка навыка презентации, или задание по изучения определенного модуля программного продукта. Группа начнет его отрабатывать, самостоятельно, без внешнего вмешательства тренера, это происходит за счет внутренних ресурсов группы. Обучение проходит волной и это увлекательный процесс. Жаль я пока еще так не умею, но учусь.
Распад группы.
После продуктивного взаимодействия группа должна распасться, хотя бы до следующего тренинга. Это важно по нескольким причинам:
- В группе мы общаемся с большим количеством людей, при этом мы длительный период времени открыты к взаимодействию, то есть воспринимаем мир не только через свою призму, но и через призму участников группы. Это на мой взгляд накладывает определенный стресс, потому как границы личности несколько размываются.
- В группе обучение человека происходит достаточно интенсивно. Высокая скорость обучения оборачивается высокой энергоотдачей (высокая скорость загрузки файла на компьютер, увеличивает нагрузку на внутренние составляющие компьютера). Поэтому длительное прибывание в групповом процессе утомляет участника.
- Переживание как входа в новую группу так и выхода из нее, формируют гибкость участника, страх перед новым входом или выходом из коллектива уменьшается. То есть важно уметь не только открываться в группе, но и уметь выходить из группы.
Распад группы происходит следующим образом - каждый участник делиться своим эмоциями, переживаниями и мыслями о прошедшем тренинге, и таким образом отделяется от группы. Я осознаю свой опыт, а соответственно уже могу дальше работать самостоятельно. В BitTorrent сети отдельные компьютеры посылают информацию на трекер, что успешно загрузили файл, и не нуждаются в дальнейшей загрузке файла.
Это очень важно. Без такого разделения, остается ощущение незавершенности взаимодействия и участник может почувствовать фрустрацию в отсутствие других членов группы. Аналогия из компьютерной сети - когда вы уже загрузили файл себе на компьютер, а он, через BitTorrent, продолжает загружать данные, переполняя внутреннюю память.
Интересно, что работу в коллективе можно построить сходным образом - превратить группу людей в команду. На это уходит много времени, но как я предполагаю в команде личность очень быстро развивается, и очень быстро растет эффективность как отдельного участника команды, так и команды в целом. Трекером в такой команде является руководитель. Наверное поэтому М.Е.Литвак и говорит, что главный психолог на предприятии - это руководитель. Именно он налаживает взаимодействие внутри коллектива.
P.S. Статья была навеяна мыслями об пользе тренингов и вообще группового взаимодействия. Теперь для меня это всего лишь инструмент, который может хорошо работать. Навыки работы с этим инструментом мне необходимо оттачивать. Но инструмент не является самоцелью. Он только позволяет получить определенный результат. Тем не менее, на мой взгляд, есть множество других эффективных "инструментов", которые могут дать схожую картинку - например работа в интересном коллективе и в интересной вам сфере. Думаю выбор за нами. А как вы считаете?
Ратмир Саяхов. 27.02.2014
Похожие материалы
Оп-ОП -ОП!! ПОст 1,4,5,9 - Это не я))) Зашла и удивилась,что я уже тут 4 коммента оставила)Ну да ладно! Если это принесет пользу кому-то ,то Бог в помощь;) (Тау-Татьяна) Здесь сообщаю,что более под ником "Тау" писать не буду, зарегистрируюсь на сайте и этот коммент Тау последний.
|
Жень, я писала под ником Tay и потом под логином Tay, под гостем не писала.Угу,зарегилась экстренно. Это к ответственности- я отвечаю за то,что я пишу и здесь несущественно под паспортным именем или нет. А с другой стороны, ну написал кто-то что-то под чужим именем и даже если под моим....что с того? Да ничего- по большому счету,это касается только человека,который решил воспользоваться чужим именем. Явно цель какая-то была;) А код вводить мне приходилось что под ником,что под логином.Зато при регистрации стали доступны функции ответа напрямую в пост и смайлики
|
Ратмир, вы не ответили, для посещения тренинга, например Б.Литвака или вашего нужна какая либо база знаний?
|
Все 10 человек умеют шить, шить по-разному т.е. уже есть какая-то основа основ. Меня то больше интересует если все придут учиться с нуля, или для посещения тренинга нужна определенная база?
|
Очень хорошая статья. Интересное сравнение. Было бы здорово все это разобрать на конкретном примере,возможно, из личного опыта или приближенном к реальности. Например, собралась группа из 10 человек для того чтобы научиться шить платья или еще чего-нибудь. Тренер делает то-то и то-то, ну и разобрать как идет процесс. Чтобы меньше абстрактных образов, больше реальности.
И еще маленький вопросик по описанию целей тренинга,как по вашему, тренинги М.Е. Литвака или Б.М. Литвака какую ставят цель перед собой? |