- 26.01.2012
- 3636 Просмотров
- Обсудить
Практическое задание «Как слушать ребёнка» по книге Ю.Б. Гиппенрейтер.
Что такое активное слушание ребёнка?
• Активно слушать ребёнка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Например. Сын: «Он отнял мою машинку!». Мама: «Ты очень огорчен и рассержен на него».
Дополнительные правила беседы по способу активного слушания описаны в посте «Общаться с ребёнком-Как? Часть 2.
Задание.
*Подготовьте таблицу из трех колонок и семи строк. В первой колонке вы напишите описание ситуации и слова ребёнка, во второй колонке - чувства ребёнка.
Запишите в третьей колонке ваш ответ на слова ребёнка. Обозначьте в этой фразе чувство, которое (по вашему предположению) он испытывает.
Образец:
Первая колонка: Ситуация и слова ребёнка
1. «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель и из него всё высыпалось»
Вторая колонка: Чувства ребёнка - Огорчение, обида.
Третья колонка: Ваш ответ - Ты очень расстроилась, и было очень обидно.
Примерные ситуации для первой колонки:
2. (Ребёнку сделали укол, плачет): «Доктор плохой!»
3. (Старший сын - маме): «Ты всегда её защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая, а меня никогда не жалеешь»
4. «Сегодня на уроке математики я ничего
не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись».
5. (Ребёнок роняет чашку, та разбивается). «Ой!!! Моя ча-а-шка!»
6. (Влетает в дверь): «Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!».
7. «Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма!».
*Начните то же делать в вашем повседневном общении с ребёнком: замечайте моменты его различных переживаний, когда он обижен, расстроен,
боится, не хочет, устал, рассержен, радостен, нетерпелив, увлечен… и называйте их в вашем обращении к нему. Не забывайте о повествовательной (не восклицательной) форме вашей реплики и о паузе после ваших слов.
Возможные ответы родителя к заданию:
1. Ты очень расстроилась, и было обидно.
2. Тебе больно, ты рассердилась на доктора.
3. Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала.
4. Было очень неловко и обидно.
5. Ты испугалась, и чашечку очень жалко.
6. Здорово! Я вижу, ты очень рад.
7. Очень досадно…
Три положительных результата активного слушания:
1. Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребёнка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделённая радость удваивается, разделённое горе уменьшается вдвое.
2. Ребёнок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается.
Иногда в этой беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.
Пример, мама укладывает четырёхлетнюю Машу спать, и девочка просит посидеть с ней.
Дочь: Мамочка, ну ещё капельку, ну чуть-чуть!
Мама: Машенька, уже поздно, все ребята спят.
Дочь: Целый день одна, не хочу больше!
Мама: Ты же целый день с ребятами в саду играешь…(Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой…
Дочь: Да, ребят много, а маму в сад не пускают.
Мама: Ты скучаешь без меня.
Дочь: Скучаю, Саша Петров дерется.
Мама: Ты на него сердита.
Дочь: Он мою игру поломал!
Мама: И ты расстроилась…
Дочь: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине.
Мама: Было больно…(Пауза).
Дочь: Больно, а тебя нет!
Мама: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела.
Дочь: Я хотела с тобой пойти…
Мама: Пойти…(Пауза).
Дочь: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все жду-жду, а ты не ведёшь!
Как часто мы детей оставляем наедине с грузом разных переживаний своими решительными «Поздно!», «Пора спать»,
в то время как несколько минут слушания могли бы по-настоящему успокоить ребенка перед сном.
Многие родители рассказывают, что активное слушание помогло им впервые установить контакт со своими детьми.
3. Ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы.
Пример, дословный рассказ молодой женщины:
«Моей сестре Лене четырнадцать лет. Иногда она приезжает ко мне в гости. Перед очередным её приездом мама позвонила и рассказала, что лена связалась с плохой компанией.
Мальчики и девочки в этой компании курят, пьют, выманивают друг у друга деньги. Мама очень обеспокоена и просит как-то повлиять на сестру.
В разговоре с Леной заходит речь о ее друзьях. Чувствую, что её настроение портится.
- Лена, я вижу, тебе не очень приятно говорить о твоих друзьях.
- Да, не очень.
- Но ведь у тебя есть настоящий друг.
- Конечно, есть− Галка. А остальные… даже не знаю.
- Ты чувствуешь, что остальные могут тебя повести.
- Да, пожалуй.
- Ты не знаешь, как к ним относится.
- Да…
- А они к тебе очень хорошо относятся.
Лена бурно реагирует
- Ну нет, я бы не сказала. Если бы они ко мне хорошо относились, то не заставляли бы занимать у соседей деньги на вино, а потом просить их у мамы, чтобы отдать.
- Да-а. Ты считаешь, что нормальные люди так не поступают.
- Конечно, не поступают. Вон Галка не дружит с ними и учится хорошо. А мне даже уроки некогда делать.
- Ты стала хуже учиться.
- Учительница даже домой звонила, жаловалась маме.
- Мама, конечно, сильно расстроилась. Тебе ее жаль.
- Я очень люблю маму и не хочу, чтобы она расстраивалась, но ничего не могу с собой поделать. Характер какой-то у меня стал ужасный. Чуть что−начинаю грубить.
- Ты понимаешь, что грубить плохо, но что-то внутри тебя толкает сказать грубость, обидеть человека…
-Я не хочу никого обижать. Наоборот, мне все время кажется, что меня хотят обидеть. Все время чему-то учат…
- Тебе кажется, что тебя обижают и учат…
- Ну да. Потом я понимаю, что они хотят как лучше и в чем-то правы.
- Ты понимаешь, что они правы, но не хочешь это показывать.
- Да, а то будут думать, что я их во всем и всегда буду слушаться.
- Ребята из компании тоже не хотят слушаться своих родителей…
- Они даже их обманывают.
- Даже обманывают. Если обманывают родителей, то что им стоит обмануть друзей…
- Вот-вот! Я теперь поняла. Они же с деньгами меня обманули: отдавать и не собираются. В общем, они мне надоели, и я им в глаза скажу, что они за люди.
Лена поехала домой. Через несколько дней звонит мама.
- Оля, лена передо мной извинилась. Сказала, что все поняла. И вообще стала другим человеком - ласковая, добрая, с компанией не ходит, чаще сидит дома, делает уроки, читает.
А самое главное – сама очень довольна. Спасибо тебе!»
С уважением, Анна Кузнецова
Что такое активное слушание ребёнка?
• Активно слушать ребёнка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Например. Сын: «Он отнял мою машинку!». Мама: «Ты очень огорчен и рассержен на него».
Дополнительные правила беседы по способу активного слушания описаны в посте «Общаться с ребёнком-Как? Часть 2.
Задание.
*Подготовьте таблицу из трех колонок и семи строк. В первой колонке вы напишите описание ситуации и слова ребёнка, во второй колонке - чувства ребёнка.
Запишите в третьей колонке ваш ответ на слова ребёнка. Обозначьте в этой фразе чувство, которое (по вашему предположению) он испытывает.
Образец:
Первая колонка: Ситуация и слова ребёнка
1. «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель и из него всё высыпалось»
Вторая колонка: Чувства ребёнка - Огорчение, обида.
Третья колонка: Ваш ответ - Ты очень расстроилась, и было очень обидно.
Примерные ситуации для первой колонки:
2. (Ребёнку сделали укол, плачет): «Доктор плохой!»
3. (Старший сын - маме): «Ты всегда её защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая, а меня никогда не жалеешь»
4. «Сегодня на уроке математики я ничего
не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись».
5. (Ребёнок роняет чашку, та разбивается). «Ой!!! Моя ча-а-шка!»
6. (Влетает в дверь): «Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!».
7. «Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма!».
*Начните то же делать в вашем повседневном общении с ребёнком: замечайте моменты его различных переживаний, когда он обижен, расстроен,
боится, не хочет, устал, рассержен, радостен, нетерпелив, увлечен… и называйте их в вашем обращении к нему. Не забывайте о повествовательной (не восклицательной) форме вашей реплики и о паузе после ваших слов.
Возможные ответы родителя к заданию:
1. Ты очень расстроилась, и было обидно.
2. Тебе больно, ты рассердилась на доктора.
3. Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала.
4. Было очень неловко и обидно.
5. Ты испугалась, и чашечку очень жалко.
6. Здорово! Я вижу, ты очень рад.
7. Очень досадно…
Три положительных результата активного слушания:
1. Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребёнка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделённая радость удваивается, разделённое горе уменьшается вдвое.
2. Ребёнок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается.
Иногда в этой беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.
Пример, мама укладывает четырёхлетнюю Машу спать, и девочка просит посидеть с ней.
Дочь: Мамочка, ну ещё капельку, ну чуть-чуть!
Мама: Машенька, уже поздно, все ребята спят.
Дочь: Целый день одна, не хочу больше!
Мама: Ты же целый день с ребятами в саду играешь…(Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой…
Дочь: Да, ребят много, а маму в сад не пускают.
Мама: Ты скучаешь без меня.
Дочь: Скучаю, Саша Петров дерется.
Мама: Ты на него сердита.
Дочь: Он мою игру поломал!
Мама: И ты расстроилась…
Дочь: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине.
Мама: Было больно…(Пауза).
Дочь: Больно, а тебя нет!
Мама: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела.
Дочь: Я хотела с тобой пойти…
Мама: Пойти…(Пауза).
Дочь: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все жду-жду, а ты не ведёшь!
Как часто мы детей оставляем наедине с грузом разных переживаний своими решительными «Поздно!», «Пора спать»,
в то время как несколько минут слушания могли бы по-настоящему успокоить ребенка перед сном.
Многие родители рассказывают, что активное слушание помогло им впервые установить контакт со своими детьми.
3. Ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы.
Пример, дословный рассказ молодой женщины:
«Моей сестре Лене четырнадцать лет. Иногда она приезжает ко мне в гости. Перед очередным её приездом мама позвонила и рассказала, что лена связалась с плохой компанией.
Мальчики и девочки в этой компании курят, пьют, выманивают друг у друга деньги. Мама очень обеспокоена и просит как-то повлиять на сестру.
В разговоре с Леной заходит речь о ее друзьях. Чувствую, что её настроение портится.
- Лена, я вижу, тебе не очень приятно говорить о твоих друзьях.
- Да, не очень.
- Но ведь у тебя есть настоящий друг.
- Конечно, есть− Галка. А остальные… даже не знаю.
- Ты чувствуешь, что остальные могут тебя повести.
- Да, пожалуй.
- Ты не знаешь, как к ним относится.
- Да…
- А они к тебе очень хорошо относятся.
Лена бурно реагирует
- Ну нет, я бы не сказала. Если бы они ко мне хорошо относились, то не заставляли бы занимать у соседей деньги на вино, а потом просить их у мамы, чтобы отдать.
- Да-а. Ты считаешь, что нормальные люди так не поступают.
- Конечно, не поступают. Вон Галка не дружит с ними и учится хорошо. А мне даже уроки некогда делать.
- Ты стала хуже учиться.
- Учительница даже домой звонила, жаловалась маме.
- Мама, конечно, сильно расстроилась. Тебе ее жаль.
- Я очень люблю маму и не хочу, чтобы она расстраивалась, но ничего не могу с собой поделать. Характер какой-то у меня стал ужасный. Чуть что−начинаю грубить.
- Ты понимаешь, что грубить плохо, но что-то внутри тебя толкает сказать грубость, обидеть человека…
-Я не хочу никого обижать. Наоборот, мне все время кажется, что меня хотят обидеть. Все время чему-то учат…
- Тебе кажется, что тебя обижают и учат…
- Ну да. Потом я понимаю, что они хотят как лучше и в чем-то правы.
- Ты понимаешь, что они правы, но не хочешь это показывать.
- Да, а то будут думать, что я их во всем и всегда буду слушаться.
- Ребята из компании тоже не хотят слушаться своих родителей…
- Они даже их обманывают.
- Даже обманывают. Если обманывают родителей, то что им стоит обмануть друзей…
- Вот-вот! Я теперь поняла. Они же с деньгами меня обманули: отдавать и не собираются. В общем, они мне надоели, и я им в глаза скажу, что они за люди.
Лена поехала домой. Через несколько дней звонит мама.
- Оля, лена передо мной извинилась. Сказала, что все поняла. И вообще стала другим человеком - ласковая, добрая, с компанией не ходит, чаще сидит дома, делает уроки, читает.
А самое главное – сама очень довольна. Спасибо тебе!»
С уважением, Анна Кузнецова
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.