- 07.02.2013
- 2520 Просмотров
- Обсудить
Вчера состоялось уже четвертое занятие моего курса саморазвития «Творчество инженера или умные заморочки».Что оно мне дало?
Чудеса начались еще в понедельник, во время традиционной кухонной репетиции перед женой. Оказалось, что я забыл и презентацию, и речь! Сидел перед компьютером и не понимал, что происходит. Ошарашенный своими выкрутасами, я решил-таки попробовать рассказать лекцию по тезисам, без презентации и речи под носом. Правда у меня с собой были тезисы:
Михаил Ефимович Литвак в своей школе ораторского искусства настоятельно советует поначалу читать лекции по бумажке («как свинья»). Я так и делал первые 4 раза. Потом начал учить речь и пытался рассказывать её максимально близко к тексту (это стадия "Курочки", как я понимаю). Моя жена училась ораторскому искусству в школе. И когда я читал ей лекции по бумажке или по памяти, её передергивало. А если дурачился и на ходу придумывал метафоры и сценки, она расцветала. И себя я чувствовал в такие моменты превосходно, потому что был собой. Поэтому четвертую лекцию курса я решил рассказать без бумажки, по тезисам (стадия "Соловья" вроде бы). НО. В обоих вариантах есть плюсы и минусы:
ПО БУМАЖКЕ.
+:
В таком варианте в письменной речи я буду постепенно приближаться к естественной, более разговорной и простой для восприятия устной речи. Смогу услышать себя со стороны. Это даст мне полезную привычку к простой и ёмкой прозе. И в будущем я смогу писать ЛЕГКИЕ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ КНИГИ.
В устной речи я, наоборот, стану более чётко формулировать мысли, научусь придерживаться логики и плана в изложении.
Наличие полного текста речи, который будет всегда под рукой. Так я могу прочитать свою лекцию в любой момент, когда потребуется.
–:
Отсутствие спонтанности. Я все время пытаюсь быть тем Ильей, который писал эту речь. Пытаюсь говорить его словами, приводить его примеры. На это тратится много сил, которые могли бы пойти на эмоциональность речи, важную для контакта с аудиторией.
Тратится много времени на шлифовку речи, доводку её до понятного и разговорного состояния.
ПО КОНСПЕКТУ.
+:
Меньше времени тратится на подготовку.
Сразу видна структура речи, её слабые и сильные места, сбалансированность. Поэтому тезисы хорошо бы писать в любом варианте, причем ДО того, как писать речь.
Спонтанность. Моя голова не занята вспоминанием слов, поэтому я чувствую себя свободнее. Лучше ощущаю аудиторию, играю с ней. ЖИВУ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. И от этого получаю удовольствие.
-:
Нет возможности делать работу над ошибками.
Лёгкая неуверенность в своем успехе, туман в голове. Нет предельно четкого понимания происходящего.
Пока прописывал плюсы и минусы подумал, что лекция похожа на танец: можно танцевать выученные движения и получать удовольствие от красоты и отточенности. А можно танцевать импровизацию и получать удовольствие от партнера и ситуации. И ведь есть соревнования и по сальсе, где много импровизации и по классическому танцу, где важна техника и точность исполнения элементов. НО И ТАК И ЭДАК МОЖНО. И что же выбрать??? Всю голову сломал!
Вернемся на кухню.
Это был мой первый опыт чтения лекции не только без речи перед глазами, но и без ПРЕЗЕНТАЦИИ! И оказалось, что презентация – это лишь украшение! Вся суть в словах говорящего! ВОТ ЭТО БЫЛО ДЛЯ МЕНЯ ОТКРЫТИЕ! Я был немало удивлен и обрадован. И теперь я гораздо спокойнее перед слушателями. Ведь что бы ни случилось, какие бы технические заминки не произошли, я всегда смогу описать всё своими словами.
Суть в словах,
СУТЬ ВО МНЕ!
Иногда это будет даже нагляднее, чем прекрасный слайд. Особенно если научиться хорошо рисовать руками на воздухе :)
Это первая выгода четвёртого занятия...
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.