- 29.12.2014
- 2703 Просмотра
- 1 комментарий
Пожалуй, лучшее, что я взял из КРОСС-ЕКБ за 2,5 года – это методика проработки эмоций «нагорячую». Ее дает на своих занятиях Галина Китаева. Пользуюсь ей всреднем один-два раза в неделю. Смысл в том, что за любой «сценарной» эмоцией (обида, вина, страх, злость, эйфория, …) стоит мое детское решение. Методика позволяет примерно за 1-2 часа отловить это решение и принять новое – адекватное и взрослое. При этом наступает облегчение. Негатив уходит. Это не так просто, как может показаться, зато очень интересно. Как я узнаю, что эмоция сценарная? Если моя реакция не соответствует ситуации, нелогична, чрезмерна, слишком энергетически затратна, неуправляема, деструктивна (и к миру и ко мне), то это «сценарий» - я так это понимаю. Чтобы успешно пользоваться этой методикой, нужно знать, что такое «запреты» и «предписания», честность и время.
Хочу поделиться с тобой одной успешно проведенной «операцией». Текст ниже позволит ясно представить работу с методикой. А также он содержит новые решения, которые могут быть полезны и тебе.
Ситуация. Сегодня я играю Кота Базилио на НГ своего сына (5 лет) в музыкальной школе.
Эмоция. Страх. Боюсь незнакомых людей. Дети чуют неестественность, а родители – критически оценивают происходящее. Роль не знаю, выступаю на НГ впервые. С актерами не успел наладить контакт. Впервые общаюсь с каждым из них.
Неоправданное ожидание. Ожидаю, что забуду текст и нить спектакля, другие актеры спутаются, дети почувствуют слабину, начнут ерзать и кричать. Мой сын крикнет, что узнал меня, а я не буду знать, как реагировать – успокаивать или открещиваться. Что делать? Заранее договориться? Потом руководитель почувсвует, что все валится из рук – контроль потерян. И обвинит в этом меня. Т.О. я буду в ответе за публичную неудачу всего выступления.
Сценарное решение.
- У меня не может получиться спонтанность.
- Если коллектив, в котором я участвую, терпит неудачу, то это целиком моя вина и ответственность – на 100%.
- Все, что я делаю публично, должно быть идеально. Мне нельзя ошибаться.
Предписания. Будь лучшим. Радуй других (бери на себя их ответственность).
Запреты. Не живи (не чувствуй хаос этого мира). Не будь собой (не структурируй мир вокруг себя, а защищайся от него). Не думай (не решай свои проблемы). Не делай (не действуй, если боишься).
А теперь в обратном порядке и адекватно.
Разрешения (антизапреты).
Я могу жить. Я могу течь в хаосе. Я могу получать от этого удовольствие – учиться, радоваться, испытывать интерес, взаимодействовать с неожиданными людьми и миром, в том числе с детьми – концентраторами хаоса, и их родителями – концентраторами контроля.
Я могу быть собой – действовать по-своему, преобразовывать окружающий мир, в том числе и себя и свою жизнь. А иначе у меня и не получится, потому что исполнитель – я. Лиса – это лиса. Волк – это волк. Они не притворяются. Они просто живут. Я – это я.
Я могу сам решать свои проблемы. я способен на это. Принимать свои решения. Они могут иметь разную эффективность, но правильными они будут всегда, т.к. их принимаю я. Ошибочное решение тоже можно считать правильным, если я вынес из ошибки урок.
Я способен действовать, если боюсь. Тут следует разобраться – если опасность реальная, то нужно либо к ней адекватно подготовиться, либо отступить. При решении соотнести риски и возможные выгоды – иногда стоит пойти на определенные риски. Если опасность лишь у меня в голове – то подготовка может заключаться в выяснении причин страха (чем я сейчас и занимаюсь) и принятии относительно этих причин адекватных текущему моменту решений.
Новые решения.
- Спонтанность – это всегда риск. Спонтанность связана с внутренней безопасностью. Я могу себя вести спонтанно, потому что я делал это уже много раз.
- Неудача – субъективное понятие. Оценка. Каждый актер сам оценивает результат. Что для одного будет неудачей, то другому радость и драйв. Поэтому если нет заранее установленных критериев успеха и потом нет этапа разбора полетов, то я – единственный источник оценки. В таком случае я могу осознанно определить ту ЦЕЛЬ, которая соответствует моим возможностям. Итак, … Я оценю выступление, как «хорошее», если
- я просто это сделаю;
- не обкакаюсь, меня не стошнит на сцене;
- не буду ругаться матом (потому что там дети).
При этом я себе разрешаю ошибаться – неточно говорить текст, забывать вообще, что происходит, обнаруживать не ту реакцию зала, которую я хотел вызвать. Разрешаю быть узнанным.
Цель – факт игры, а не ее качество.
Если я наделяю себя 100% ответственностью за коллектив – то я просто всемогущий Бог! Будь скромнее! Люди рядом великолепны. Я наделяю себя 100% ответственностью за то, что я приду вовремя (в пределах 5 минут) и доиграю роль до финала. - Все, что я делаю публично, содержит ошибки, т.к. в публичном выступлении я остаюсь живым человеком с ограниченными возможностями и способностями. А также с некоторой долей хаоса внутри себя. Это естественно.
Главное – делать.
Главное – определить меру своей ответственности. И ее реализовать.
Главное – определить критерии успешности.
Главное – попытаться. Иметь на это намерение.
Мои публичные ошибки другим людям могут показаться достижениями, радостью, драйвом. Каждый имеет право оценить меня, как ему заблагорассудится.
Оправданные ожидания.
- Я ожидаю от себя, что приду и доиграю.
- Я ожидаю, что будут те, кто порадуются мне, кто разозлится/обвинит… и будут равнодушные люди.
- Я ожидаю, что может быть интересно, т.к. другие актеры – все интересные люди.
Новая эмоция. Радость. Интерес. Спокойствие. Немного пусто и подвешенное состояние.
Ну вот и все - наступило облегчение, я могу идти на сцену спокойно. Эта проработка останется во мне. Это поддержка, которую я даю себе. Которой часто не хватает. В следующий раз та же ситуация вызовет гораздо меньше страха. А со временем он исчезнет почти совсем. Мне нравится в этой методике, что в отличие от ретроспективного дневника, она работает немедленно. Позволяет через 1-2 часа вернуть себе работоспособность и контроль над эмоциями.