- 31.12.2014
- 2064 Просмотра
- 2 комментария
«Треугольник судьбы. Расплата»
«Три лица жертвы», ч. 2 Линн Форрест
«Три лица жертвы», ч.1 Линн Форрест
Дорогие читатели сайта! Я для себя систематизировала и составила программную таблицу, которую выкладываю на сайте. Буду рада вашим откликам, предложениям и конструктивной критике.
Роли (как способ реагирования на мир и взаимодействия с окружающими) |
Чувства (эмоции), мысли (как индикаторы способа) |
Жертва |
|
Я-не ок, ты – ок девиз – «Спасайте меня, кто может!» Игнорирование своих способностей справляться с возникшей ситуацией Выгода – получение внимания, заботы Позиция – беспомощность, безнадежность Отношение к власти – «моя сила в слабости». - страх отказа, протеста или сопротивления «Адаптивный ребенок» Наиболее частая пс. игра – «да, но…» («беспомощная личность») |
Чувства (эмоции): - обида - растерянность - тревожность - унижение Мысли о: - личной беспомощности, |
Спаситель |
|
Я- ок, ты- не ок Девиз – «Я все сделаю за тебя!» Игнорирование способностей другого человека самостоятельно думать, анализировать, оценивать ситуацию, принимать решение и действовать Выгода – получение ощущения гордости Позиция – превосходство Отношение к власти – «моя сила в том, что я все сам могу сделать за другого» Не берут на себя ответственность за удовлетворение своих потребностей. убеждение – другие позаботятся обо мне, как я забочусь о них. «Родитель» |
Чувства (эмоции): - жалость к другому - снисхождение - сострадание - острое щемящее чувство сопереживания - вина - Приятные ощущения власти
Мысли о: - о желании и стремлении помочь; - о невозможности отказа в помощи либо значительном его затруднении; - своем превосходстве; - своей большей компетенции, ума, знаниях, осведомленности; - своей значительной силе, воле, уверенности; - своей личной ответственности за другого. |
Преследователь (агрессор) |
|
Я-ок, ты не –ок Девиз: «Я все знаю лучше вас!» Игнорирование ценности и достоинств другого человека, его прав на собственные мысли, чувства, личное пространство. Выгода – получение ощущения власти, Позиция – агрессия, Доминирование Отношение к власти – «моя сила в том, что я лучше вас знаю, что вам нужно» Не берут на себя ответственность за то, что делают больно другим «Критикующий родитель» Наиболее частая пс. игра «попался, мерзавец!»(«синяя борода») |
чувства (эмоции): - праведный гнев; -благородное возмущение; - раздражение; - азарт охоты и погони; - ярость.
Мысли о: - собственной правоте; - оскорбленном самолюбии; - восстановлении справедливости; - наказании другого. |
Векторы выхода из драматического треугольника (треугольника Неудачника) или его превращение в треугольник Победителя |
|
Жертва (переход в позицию «Уязвимого»)
Девиз – «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» |
- поверить в свои способности и искать выходы из возникших ситуаций самостоятельно; - если не хватает знаний, умений, связей, возможностей, решить к кому (профессионалу, другому компетентному лицу, другу и т.д.) можно обратиться за помощью и в чем она будет конкретно выражаться; - обратиться с просьбой (предложением) за помощью к этому лицу; - искать другие варианты разрешения ситуации в случае отказа на просьбу. |
Спаситель (переход в позицию «Помощника»)
Девиз «Думать о себе, не забывая о других!»
|
- поверить в способности других людей самостоятельно находить выходы из сложившихся ситуаций; - думать, прежде всего, о своих потребностях и о том, как их удовлетворить; - активно действовать в первую очередь для удовлетворения своих потребностей; - в случае обращения к нему других людей за помощью уточнять о ее действительной необходимости и о том, какую конкретно помощь и в каком объёме он может оказать; - делать только то, о чем попросили. |
Преследователь (переход по позицию «Уверенного» – человека, который обладает силой, лидерскими качествами, способного постоять за себя и людей)
Девиз: «Уважать чужие границы, отстаивать свои!»
|
- признать его ценность как человека и достоинства; - дать право другому человеку на его образ мыслей, чувств, поведения, собственное мнение; - принять его «непохожесть»; - научится осознавать, что с ним происходит в моменты, когда он «нападает» на другого человека; Научится четко определять свои границы и границы другого человека; - научиться уважать границы другого человека; - научиться прояснять свои чувства и эмоции с другим человеком. |
Победитель
Я-ок, ты- ок |
Чувства (эмоции): - спокойствие; - уверенность; - радость; - удовольствие; - доверие; - восторг; - непрерывное ощущение благополучности, своей, других и мира Настроение в целом спокойно-созерцательное. Мысли о: - вере в себя, других и окружающий мир; - действиях, которые приведут к изменениям; - других как равных тебе. |
Главный вывод: Замените «сценарный» драматический треугольник Неудачника на другой, основанный на жизненных законах, и Вы обязательно станете Победителем!!!!
С вами была, Татьяна, 23.07.2015 года
Постфактум. При подготовке поста были использованы материалы Э. Берна, К. Штайнера, С.Картмана, Э. Чой, М.Е. Литвака, Б. Литвака, Г. Китаевой, А. Вакулова.