Меню
Назад » » » 2015 » Февраль » 15

Урок 4 ___А если не хочет___Боков Сергей

Урок четвертый. «А если не хочет ?»

 

- Ребенок может, но не делает?

- Как давать указания ребенку?

- Как быть на равных с ребенком?

- Как избежать конфликтов?

- Как  передать ответственность ребенку?

- Давать детям ошибаться?

 

Пример: Многие  дела   ребенок вполне  освоил   (собрать  игрушки,  застелить   постель, собрать портфель), но все это он упорно не делает!

Что делать?

Предложить «Давай вместе»,  возможно ему просто нужна ваша моральная поддержка.     В  примере с велосипедом – когда папа просто бежит рядом, но уже не держит.

Но чаще причина лежит в отрицательных переживаниях ребенка.

Обратите внимание, каким тоном  вы обращаетесь к ребенку. Это – главное условие успеха. Подумайте, как вы общаетесь  с ребенком (повторите домашнее задание 1)

     

Дружелюбный тон общения – главное условие в разговоре – это ключ к послушанию ребенка.

Как только появляются заносчивые «руководящие указания»,  прекращается совместная  работа. Как только вы будете над ребенком на позиции сверху, сразу ребенок будет оспаривать «бесспорное», не соглашаться с «очевидным».

 

Пример: Петя не хочет подтягиваться, мама пишет на листке таблицу:

ПЕТЯ     - МАМА

-это и будет внешним средством.

 

Как избежать конфликтов с ребенком?

С помощью внешних средств (картинки, списки дел, схемы, инструкции).  

Список что одеть  1.носки, 2. футболка…                    

Список утренних дел (в ванне, в кухне).

Надпись на цветочных горшочках (полей меня, пожалуйста).

Доска желаний, доска пожеланий.

 

Причина конфликтов с ребенком?

Когда родители излишне заботливы и хотят так сказать для своих детей больше чем сами дети, т.е. вперед любимому желанию ребенка «забегают» папа или мама. Другими словами,  когда родители что-либо делают или хотят вместо ребенка. У таких родителей не остается не сил не времени на свою личную жизнь, так сказать тащат лодку против течения!

 

Эпизод: Мама с четырнадцатилетней дочкой. Мама - энергичная с громким голосом.  Дочка - вялая, безразличная, ничем не интересуется, ничего не делает. Правда, вполне послушная. Оставшись наедине с дочкой, спрашиваю «Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты у нее попросила?» Девочка надолго задумалась и тихо и нерешительно ответила: «Чтобы я сама хотела того что хотят от меня родители».

 

 

БОКС 4-2 «ПО ЛЮБВИ» — ИЛИ «ЗА ДЕНЬГИ»

      Часто родители выбирают путь «подкупа» ребенка (деньгами, вещами, удовольствиями) если он будет делать то, что от него требуют.

     Человек успешно и увлеченно занимается тем, что он выбирает сам, по внутреннему побуждению. Если же он знает, что получит за это плату или вознаграждение, то его энтузиазм снижается, а вся деятельность меняется с «личного творчества» на «зарабатывание денег».

      Будьте осторожны с внешними побуждениями, подкреплениями- они могут принести вред разрушив тонкую ткань внутренней активности ребенка.

- в предыдущем  примере ярко описан случай, когда отняли у ребенка энергию его собственных желаний.

 

Правило II.

Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.

 

Как избежать конфликтов принуждения с ребенком?

1.  Присмотритесь, чем больше всего увлекается ваш ребенок. Это могут быть разные занятия, и для него они важны и интересны и к ним относитесь с уважением.

2. Предложите ребенку свое участие в этих занятиях - дети будут очень благодарны.

 

Как научить ребенка быть самостоятельным?

 

Правило III
Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
 

      Пусть вас не пугают слова «снимайте с себя заботу». Здесь речь идет о снятии мелочной заботы, затянувшейся опеки, которая просто мешает вашему ребенку взрослеть – т.к  передача ответственности—  это самая лучшая  забота - она делает ребенка более уверенным и сильным, а ваши отношения более спокойными и радостными.

 

Эпизод:  Ю.Б. Гиппенрейтер только что окончила ВУЗ, у нее родился первый ребенок. Время было трудное, работа мало оплачиваемая. Ее родители, конечно, получали больше, они жили в достатке. Однажды в разговоре с Ю.Б. отец ей сказал: «Я готов тебе помогать в экстренных случаях, но не хочу делать это постоянно: этим я принесу тебе только вред». В словах отца было нечто большее: «Ты достаточно крепко стоишь на ногах, теперь иди сама, я тебе больше не нужен, я в тебя верю». Это его вера, выраженная совсем другими словами, очень помогла Ю.Б. во многих трудных жизненных обстоятельствах.

 

Как передавать ответственность ребенку?

1.Надо начинать с мелочей, но как это ни парадоксально звучит, но ваш ребенок нуждается в – опыте, конечно если тот не угрожает его жизни и здоровью.

Правило IV

Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться «сознательным».

 

Фактически это правило звучит так «на ошибках учатся» т.е. нам приходиться набираться мужества и давать детям учиться на своих ошибках.

 

ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ

 

ВОПРОС: - А если, несмотря на все мои страдания, ничего не получается: он (она) по-прежнему ничего не хочет, ничего не делает, с нами воюет?

 

ОТВЕТ:  О трудных ситуациях и ваших переживаниях мы еще много будем говорить. Пожалуйста, наберитесь терпения, вы ведь уже посеяли семена общения, положительный  результат обязательно будет. Иногда проходят дни, недели, а иногда и месяцы, прежде чем семена дадут всходы, но процесс роста уже начался.

 

ВОПРОС: - Разве всегда нужно помогать делом? А можно просто посидеть рядом?

ОТВЕТ:  Вы совершенно правы! Каждый человек, тем более ребенок, нуждается в помощи не только «делом», но и «словом», и даже — молчанием.

 

Домашнее задание

Задание 1.  Посмотрите, есть ли у вас столкновения с ребенком на почве каких-то дел, которые, по вашему мнению, он может и должен уже выполнять сам. Выберите одно такое дело и некоторое время поделайте его вместе, посмотрите, это дело стало лучше получаться? Если да, перейдите к следующему заданию.

Задание 2. Придумайте внешнее средство, которое заменит ваше участие в этом деле (будильник, написанное правило, соглашение).

Задание 3.  Возьмите лист бумаги, разделите его вертикальной линией пополам. Над правой частью напишите: «Сам», над левой - «Вместе». Перечислите  дела, которые ребенок делает сам, и вместе. Хорошо, если заполните вместе. Посмотрите, что можно  переместить.  Каждое такое перемещение  - это важный шаг к взрослению вашего ребенка.

 

 

 

 

 

ВМЕСТЕ

САМ

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

8

 

 

 

До новых встреч!

Ведущий Боков Сергей.

Приглашаем на следующее занятие 1 марта 2015 г.

 

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]