- 15.02.2015
- 2797 Просмотров
- Обсудить
Урок четвертый. «А если не хочет ?»
- Ребенок может, но не делает?
- Как давать указания ребенку?
- Как быть на равных с ребенком?
- Как избежать конфликтов?
- Как передать ответственность ребенку?
- Давать детям ошибаться?
Пример: Многие дела ребенок вполне освоил (собрать игрушки, застелить постель, собрать портфель), но все это он упорно не делает!
Что делать?
Предложить «Давай вместе», возможно ему просто нужна ваша моральная поддержка. В примере с велосипедом – когда папа просто бежит рядом, но уже не держит.
Но чаще причина лежит в отрицательных переживаниях ребенка.
Обратите внимание, каким тоном вы обращаетесь к ребенку. Это – главное условие успеха. Подумайте, как вы общаетесь с ребенком (повторите домашнее задание 1)
Дружелюбный тон общения – главное условие в разговоре – это ключ к послушанию ребенка. |
Как только появляются заносчивые «руководящие указания», прекращается совместная работа. Как только вы будете над ребенком на позиции сверху, сразу ребенок будет оспаривать «бесспорное», не соглашаться с «очевидным».
Пример: Петя не хочет подтягиваться, мама пишет на листке таблицу:
ПЕТЯ - МАМА
-это и будет внешним средством.
Как избежать конфликтов с ребенком?
С помощью внешних средств (картинки, списки дел, схемы, инструкции).
Список что одеть 1.носки, 2. футболка…
Список утренних дел (в ванне, в кухне).
Надпись на цветочных горшочках (полей меня, пожалуйста).
Доска желаний, доска пожеланий.
Причина конфликтов с ребенком?
Когда родители излишне заботливы и хотят так сказать для своих детей больше чем сами дети, т.е. вперед любимому желанию ребенка «забегают» папа или мама. Другими словами, когда родители что-либо делают или хотят вместо ребенка. У таких родителей не остается не сил не времени на свою личную жизнь, так сказать тащат лодку против течения!
Эпизод: Мама с четырнадцатилетней дочкой. Мама - энергичная с громким голосом. Дочка - вялая, безразличная, ничем не интересуется, ничего не делает. Правда, вполне послушная. Оставшись наедине с дочкой, спрашиваю «Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты у нее попросила?» Девочка надолго задумалась и тихо и нерешительно ответила: «Чтобы я сама хотела того что хотят от меня родители».
БОКС 4-2 «ПО ЛЮБВИ» — ИЛИ «ЗА ДЕНЬГИ»
Часто родители выбирают путь «подкупа» ребенка (деньгами, вещами, удовольствиями) если он будет делать то, что от него требуют.
Человек успешно и увлеченно занимается тем, что он выбирает сам, по внутреннему побуждению. Если же он знает, что получит за это плату или вознаграждение, то его энтузиазм снижается, а вся деятельность меняется с «личного творчества» на «зарабатывание денег».
Будьте осторожны с внешними побуждениями, подкреплениями- они могут принести вред разрушив тонкую ткань внутренней активности ребенка.
- в предыдущем примере ярко описан случай, когда отняли у ребенка энергию его собственных желаний.
Правило II. Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. |
Как избежать конфликтов принуждения с ребенком?
1. Присмотритесь, чем больше всего увлекается ваш ребенок. Это могут быть разные занятия, и для него они важны и интересны и к ним относитесь с уважением.
2. Предложите ребенку свое участие в этих занятиях - дети будут очень благодарны.
Как научить ребенка быть самостоятельным?
Правило IIIПостепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. |
Пусть вас не пугают слова «снимайте с себя заботу». Здесь речь идет о снятии мелочной заботы, затянувшейся опеки, которая просто мешает вашему ребенку взрослеть – т.к передача ответственности— это самая лучшая забота - она делает ребенка более уверенным и сильным, а ваши отношения более спокойными и радостными.
Эпизод: Ю.Б. Гиппенрейтер только что окончила ВУЗ, у нее родился первый ребенок. Время было трудное, работа мало оплачиваемая. Ее родители, конечно, получали больше, они жили в достатке. Однажды в разговоре с Ю.Б. отец ей сказал: «Я готов тебе помогать в экстренных случаях, но не хочу делать это постоянно: этим я принесу тебе только вред». В словах отца было нечто большее: «Ты достаточно крепко стоишь на ногах, теперь иди сама, я тебе больше не нужен, я в тебя верю». Это его вера, выраженная совсем другими словами, очень помогла Ю.Б. во многих трудных жизненных обстоятельствах.
Как передавать ответственность ребенку?
1.Надо начинать с мелочей, но как это ни парадоксально звучит, но ваш ребенок нуждается в – опыте, конечно если тот не угрожает его жизни и здоровью.
Правило IV Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться «сознательным». |
Фактически это правило звучит так «на ошибках учатся» т.е. нам приходиться набираться мужества и давать детям учиться на своих ошибках.
ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ
ВОПРОС: - А если, несмотря на все мои страдания, ничего не получается: он (она) по-прежнему ничего не хочет, ничего не делает, с нами воюет?
ОТВЕТ: О трудных ситуациях и ваших переживаниях мы еще много будем говорить. Пожалуйста, наберитесь терпения, вы ведь уже посеяли семена общения, положительный результат обязательно будет. Иногда проходят дни, недели, а иногда и месяцы, прежде чем семена дадут всходы, но процесс роста уже начался.
ВОПРОС: - Разве всегда нужно помогать делом? А можно просто посидеть рядом?
ОТВЕТ: Вы совершенно правы! Каждый человек, тем более ребенок, нуждается в помощи не только «делом», но и «словом», и даже — молчанием.
Домашнее задание
Задание 1. Посмотрите, есть ли у вас столкновения с ребенком на почве каких-то дел, которые, по вашему мнению, он может и должен уже выполнять сам. Выберите одно такое дело и некоторое время поделайте его вместе, посмотрите, это дело стало лучше получаться? Если да, перейдите к следующему заданию.
Задание 2. Придумайте внешнее средство, которое заменит ваше участие в этом деле (будильник, написанное правило, соглашение).
Задание 3. Возьмите лист бумаги, разделите его вертикальной линией пополам. Над правой частью напишите: «Сам», над левой - «Вместе». Перечислите дела, которые ребенок делает сам, и вместе. Хорошо, если заполните вместе. Посмотрите, что можно переместить. Каждое такое перемещение - это важный шаг к взрослению вашего ребенка.
№ |
ВМЕСТЕ |
САМ |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
8 |
|
|
До новых встреч!
Ведущий Боков Сергей.
Приглашаем на следующее занятие 1 марта 2015 г.
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.