- 07.02.2011
- 2848 Просмотров
- Обсудить
«Люди познают мир не в силу врождённой любознательности. В основе познания мира лежит необходимость его практического изменения. Материалисты… считают, что мир и его закономерности познаваемы.
Научной теорией познания является теория отражения. Суть её сводится к следующему. Вне нашего сознания существуют материальные вещи. В мозгу человека под воздействием этих вещей возникают образы, или «снимки», «слепки», «фотографии», «копии» предметов. Образы не могут существовать без реальных предметов (например, если нет самолёта, то нет и его образа), но вещи существуют объективно, независимо от их образов (так, например, растения в джунглях или птицы существуют, даже если их никто не видел, т.е. если не существует их образов в сознании человека). Образы вещей соответствуют вещам, отображением которых они являются (например, образ слона в моём сознании и сам настоящий слон похожи). Поэтому образы имеют познавательное значение. Образ идеален, ибо он не может существовать вне сознания человека. Но образ и вещь полностью не совпадают. Что богаче? Вещь. Вот поэтому мы по два раза можем смотреть кинофильм и замечать в нём новое, можем многократно смотреть одну и ту же картину художника и находить в ней что-то не замеченное раньше. Так как образ беднее самой вещи, то мы не можем охватить всех деталей этой вещи. Вещь и её свойства раскрываются нами в процессе познания» (Гетманова, 2006).
Читая эти строки, я вспомнила Карен Хорни «Идеальное я» и «Реальное я». Человек же материален и у каждого в сознании существуют образы других людей, а так же свой собственный. И то, как мы себя воспринимаем, может быть далеко от действительности. Но, получается, что образ беднее вещи. То есть мы многого не знаем ни о людях, ни о себе. Но как узнать какое моё «Реальное я»? И тут вспоминаются слова Сократа: «Познай самого себя».
Так, а что же такое «Познание»? Читаю дальше А.Д. Гетманову (2006):
«Познание осуществляется в двух основных формах – в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления».
«Формами чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления... Путём чувственного отражения мы познаём явление, но не сущность, отражаем отдельные предметы во всей их наглядности».
«Абстрактное или рациональное мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения».
Хорошо, значит чтобы «познать себя» чувственным познанием надо представлять, как ты выглядишь, знать какой у тебя голос, как ты пахнешь и так далее, то есть можно воспользоваться фотоаппаратом, видеокамерой, диктофоном и посмотреть и послушать себя со стороны. А так же пощупать, погладить, понюхать себя, посмотреться в зеркало, перебрать свой гардероб, выкинув неподходящие вещи. Заняться физкультурой, чтобы почувствовать свои мышцы. Попробовать различные блюда, если не знаешь, что тебе нравится. Ну и так далее.
А что касается абстрактного мышления, уже сложнее – придётся разбираться, что же это за «понятия, суждения и умозаключения»…
«Понятие – форма мышления, в которой отражены существенные признаки предметов и явлений» (Литвак, 2006).
Я, Барнёва Татьяна Анатольевна понятие индивидуальное, я одна такая, а если обобщать, то получится цепочка: Т.А.Барнёва – Женщина – Человек – Примат – Животное – Материя.
«Суждение – форма мышления, в которой осуществляется связь между понятиями».
«Умозаключение – это форма мышления, при которой из одного или нескольких суждений выводится другое суждение» (Литвак, 2006).
Суждения: «Все люди смертны». «Я – человек».
Умозаключение: «Я – смертна».
Что ж, начинаю понимать, зачем нужна логика…
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.