- 02.05.2015
- 3367 Просмотров
- Обсудить
Поскольку тема манипуляций вызывает такой живой интерес, а также потому что манипуляции всегда являются элементами психологических игр, в которые так любят играть невротичные личности (а соответственно, выход из сценария, предполагает отказ от психологических игр), я взял на себя смелость в помощь всем участникам Клуба КРОСС разместить на сайте несколько очерков о некоторых самых популярных психологических манипуляциях.
Я не претендую на то, чтобы дать здесь полное и исчерпывающее исследование, но надеюсь всё же, что мои публикации помогут участникам Клуба КРОСС лучше идентифицировать наиболее популярные речевые манипуляции, чтобы не позволять собой манипулировать другим, а также прекратить самим быть теми людьми, которые «играют в игры» вместо того, чтобы жить.
Манипуляция «Просьба-Вопрос» - это самая распространённая и самая незаметная (т.к. к ней уже все привыкли) манипуляция, которая состоит в том, что манипулятор интонационно обращается с просьбой, но сформулирована эта просьба как вопрос.
Примеры:
· «Сделаешь мне чай?»
· «Вынесешь мусор?»
· «Посуду помоешь?»
· «Полку повесишь?»
· «Полы вымоешь?»
· «Ребёнка из школы заберёшь, ладно?»
· «Ужин приготовишь?» И т.п.
С точки зрения того, что было буквально сказано, манипулятор не просит жертву ни о чём, так что такой подход даёт манипулятору следующие бонусы:
1) Если жертва что-то делает после такой «Просьбы-Вопроса», она не может рассчитывать на благодарность или компенсацию манипулятора – ведь её об этом никто не просил.
2) Если жертва начинает бунтовать против намерений манипулятора, сформулированных в виде «Просьбы-Вопроса», то она оказывается «в дураках», ведь её «никто ни о чём не просил». Любимая фраза манипулятора в ответ на бунт жертвы: «Я просто спросил!»
3) Если жертва не выполнила намерения манипулятора, он может потом ещё и «законным образом обидеться на жертву», ведь она не поняла, что он её просил «по-хорошему», жертва «тупит и не понимает намёков» и т.п..
Разновидность этой манипуляции – это «Обвинительный вопрос». Эту манипуляцию используют те манипуляторы, которые очень любят манипулировать чувством вины у близких им людей (манипулятор изображает обиду – жертва чувствует вину, и соглашается на требования манипулятора):
· «Значит, чаем меня здесь не напоят?»
· «То есть конфетками Вы меня не угостите?»
· «В одиночку, значит, тортик лопаете?»
· «То есть помогать ты мне не будешь?»
Ещё одна разновидность этой манипуляции, это «мысли вслух». Вербально это звучит как высказанное желание ни к кому конкретно не обращённое. Однако контекст данной манипуляции – это «просьба-вопрос». Чаще всего это женская или детская манипуляция, направленная на манипулирование мужем (влюблённым мужчиной) или отцом. Эта манипуляция бьёт или по чувству вины, или по самолюбию («чай и мы не хуже других – можем себе это позволить»).
· (Дома) «Эх, чайку бы…»
· (В магазине) «Ах, как мне нравятся это ожерелье…»
· (В магазине) «Ах, запах этих духов… Как я его люблю…»
· (На улице) «Вот бы мне такую шубу…»
· (В магазине) «Как я мечтаю вот о такой радиоуправляемой машинке…»
· (Дома)«А у меня нет таких «ниндзяк», как у мальчишек из нашей школы…» И т.п.
Недосказанность – эта манипуляция бывает как психологической, так и организационной. Она основана на том, что когда «фрагментов мозаики» не хватает, мы склонны их «додумывать». Недосказанность как организационная манипуляция состоит в том, что информация предоставляется не полностью, но с определённым намёком в расчете, что жертва всё недостающее «додумает» в нужном для манипулятора контексте.
Пример: Цитата:
«Не гнушайтесь иногда и для правого дела приоткрыть декольте, расстегнув всего одну пуговицу. Такая недосказанность интригует и будоражит мужчин намного больше, чем абсолютная обнаженность.» (Из одного женского журнала)
Недосказанность – как психологическая манипуляция состоит в том, что фразы оставляют неоконченными и держат паузу. Суть манипуляции в том, что люди всегда ждут логического окончания фразы, чтобы понять, в чём дело, но этого не происходит. В результате жертва сама додумывает окончание фразы манипулятора (а значит, жертва берёт на себя и только на себя ответственность за содержание того, что она додумывала).
Пример:
· «У нас также есть интересное предложение, для наших клиентов»
· «У нас в продаже есть новые модели».
· «Только в январе – суперпредложение. Подробности на нашем сайте».
Очень часто эта манипуляция обычно отыгрывается с обвинительными интонациями (это всегда риторический вопрос – обвинение, цель которого загнать жертву в эмоции тревоги и вины). В результате у жертвы возникает эмоция вины в силу, которой она теряет способность здраво соображать (и, естественно, «додумывает» окончание манипулятивной фразы в нужном для манипулятора ключе).
Цель этой манипуляции в том, чтобы испытавшая эмоцию вины жертва, попыталась «загладить вину» действиями или информацией, которые нужны манипулятору. При обвинительном настрое этой манипуляции, когда психологическая пауза исчерпает себя, манипулятор часто использует фразу: "Ну что, в оправдание и сказать нечего?"
Примеры:
· "Я тебе говорила, а ты! (пауза)";
· "Ну сколько можно говорить! (пауза)";
· "Ну, я не знаю. (пауза)";
· "В конце концов, есть предел моему терпению или нет? (пауза)".
· «Вот ты всегда так со мной!»
· «И как я могу тебе теперь верить?!»
Направление хода мыслей – это манипуляция из серии «недосказанность». Цель этой манипуляции вызывать эмоцию тревоги, поскольку чтобы избавиться от эмоции тревоги жертва, скорее всего, согласится на требования манипулятора.
· Ну, хорошо. Вы сделали свой выбор!
· Ах, значит вот так, да?!
· То есть, вот так, да?!
· Ну, ладно – это твоё решение!
· Ну, я надеюсь, ты хорошо подумал, перед тем как принять такое решение!
· Ну, смотри сам – тебе жить!
Потеря субъекта (замещение субъекта действия) – суть этой распространённой манипуляции в том, что в ней манипулятор умышленно «теряет» субъекта действия, то есть вместо конкретного лица, ответственного за то ли иное действие, манипулятор использует:
а) абстрактные понятия (история, время, страна, люди, народ, большинство и т.п.);
б) множественные местоимения (все; всё; мы; наш);
Чаще всего эта манипуляция используется с осуждающей окраской – в её контексте обычно жертва манипуляции противопоставляет себя чему-то священному и значительному, а значит должна этого устрашиться и прекратить отстаивать свою точку зрения. Возможен позитивный окрас данной манипуляции – в этом случае манипулятор «привлекает» что-то священное и значительное на свою сторону, «усиливая» тем самым свои позиции.
Примеры:
· «Ваше поведение всеми осуждается!»
· «История не простит нас...»,
· «Наши предки не простят нам…»
· «Время работает против Вас!»
· «Все говорят, что Вы просто Цербер какой-то – прямо-таки бросаетесь на людей!»
· «Как мы сегодня себя чувствуем?»
· «Это наша общая вина!»
· «Ну что ж, хоть один из нас — признался!»
· «То есть, Вы решили пойти против своего народа?»
· «С нами Бог, Страна и Отечество!»
Разновидности этой манипуляции: «Высшие интересы» и «Мнение большинства»
Высшие интересы – в этой манипуляции из серии «потеря субъекта» всегда используется ссылка или намёк на некие «высшие интересы» человеческой общности.
· «Народ просит».
· «Народ не простит нам, если мы…»
· «Люди хотят от нас…»
· «Люди этого не поймут!»
· «Да за мной стоят 100000 избирателей, которые доверили мне право быть депутатом!»
· «Ваше поведение противоречит интересам нашей фирмы!»
· «Вы понимаете, что Вы покушаетесь на святое – на общечеловеческие ценности?»
· «Своим высказывание Вы отрицаете конституционно закреплённый институт Президентства в нашей стране!»
· «Именно такие высказывания способствуют провоцированию социальных конфликтов.»
· «Вы сознательно используете факты, способствующие разжиганию национализма!»
Мнение большинства – в этой манипуляции из серии «потеря субъекта» всегда используется ссылка или намёк на некое «сформировавшееся общее мнение».
· «Большинство членов коллектива хотят….»
· «Руководство фирмы тебя не поймёт…»
· «В нашем отделе не принято так себя вести…»
· «Народ просит корпоратива!» («Народ «к разврату» готов!»)
· «Последний опрос общественного мнения показывает, что…»
· "По проведённым результатам проведённых независимыми экспертами опросов выяснилось, что подавляющее большинство Россиян…»
П. Евлахов
http://www.cross-club.ru/library/article/populyarnye-rechevye-manipulyatsii
Он-лайн курс Александра Андронова
"Как противостоять манипуляциям в личном и деловом общении"
по средам, с 29 апреля с 21:00 по Екб
Практика, практика, практика !!!
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.