- 12.12.2013
- 2064 Просмотра
- 2 комментария
Олег, спасибо еще раз, за дополнительное занятие. Мне понравилось, как ты вел. У меня было впечатление – легко и с удовольствием. Что ты уже опытный, уверенный тренер, хорошо знаешь, о чем рассказываешь. Мне было очень приятно на тебя смотреть. Я написала отзыв.
На «Сценарий жизни» я давно хотела пойти, решила – иду при первой возможности. Вдруг узнаю, что занятия будет вести не Галина Китаева, как я думала, а Олег Каримов. Я засомневалась. Очевидно, что Галина Китаева опытнее. Это во-первых. Во-вторых, с Олегом Каримовым я знакома с группы «Мой сценарий – моя судьба». И я помнила напряжение и дискомфорт, которые у меня возникали иногда при общении с ним. Думала, это может помешать мне воспринимать информацию. И, видимо, от мании величия, мелькнула еще мысль, что и Олега мое присутствие тоже напряжет.
И если эта мысль сразу показалась мне глупой и высокомерной, и я ее отмела, то с другими я упорно билась с самого возвращения из отпуска. Даже (как говорила Наталья Бочковская на группе «Мс-мс») «случайно-неслуч
Когда же очнулась, вспомнила и поняла, что произошло – офигела. Как будто мне показали невиданный аттракцион – чудеса вытеснения! Нет, я и раньше слышала много раз, читала про это, за другими замечала. Но чтоб со мной такое случилось! (да, конечно, со мной такое случалось, и не раз).
Так я окончательно убедилась, что «значит, нам туда дорога»! И начала договариваться, как мне наверстать пропущенное.
Оказалось, еще были желающие, пропустившие первый день, и Олег провел для нас дополнительное занятие. Чему я очень рада. Теплая лучезарная улыбка Олега – и остатки моих сомнений рассеялись.
Мне понравилось, как он рассказывал о сложных для меня вещах. Что такое сценарий, сценарное решение, внутренние противоречия, структура личности по Берну и т.п. Из личного опыта зная, о чем говорит, Олег пояснял теорию примерами из своей жизни. От этого атмосфера занятий теплела на глазах, мы слушали во все уши. И записывали.
Ура! Я была там! Каждое занятие оказалось важным для меня по-особенному. На первомзанятии я узнала про внутренние противоречия человека. Раньше я не думала об этом, что это может быть серьезной причиной проблем.
Наконец-то я заглянула в «азбуку». А то ведь, не научившись толком читать, я пыталась писать. То есть, примерно год до этого отходив на группу 3-ей ступени «Мой сценарий – моя судьба» к Наталье Бочковской и Михаилу Васильеву (и заменившей потом его Галине Китаевой) я чувствовала разницу: участники, прошедшие школу первых двух ступеней эффективней решали свои задачи, я завидовала их прогрессу. Я с трудом (да и не всегда) понимала, то, что для других было пройденным материалом.
После второго занятия, на котором Олег рассказал про структурный анализ, опять с примерами из жизни, я ушла расстроенная. На один из примеров я среагировала, как мне показалось, неадекватно.
Он (пример) вызвал во мне до боли знакомое чувство, что меня одурачили. Но у меня уже был и новый опыт, полученный в КРОССЕ. Благодаря чему я, хоть и не сразу, но все же поняла, что пример из жизни был сам по себе, а мои чувства имели отношение к какой-то древней, заглохшей под вековой пылью, истории. (об этом напишу ниже). Я продолжала разгребать слой за слоем. Неожиданно отчетливо и как бы сверху я увидела свою реакцию, которая повторялась много-много раз, хотя и люди и обстоятельства были разные. Я увидела связь между разными событиями, как будто повторялась запись. Это было ужасно неприятно. Мне было непонятно, как не впадать в фантазии. Как спокойно реагировать и не чувствовать себя одураченной?
По дороге домой я еще перерабатывала информацию, старалась отделить факты от эмоций и фантазий, оценок и предписаний. Вечером, вернувшись домой, я начала описывать свое беспокойство, неуверенность, разочарование и отчуждение. Писала дневник, отзыв и письмо одновременно. Я растерялась. Не знала, как поступить. Только что послушала лекцию о противоречиях внутри человека, об удовлетворении потребностей – и на тебе! Работа на дом: практическое задание! Как же я не любила в школе домашние задания. А тут сама себе тревогу создала. И ведь не отвертеться, не списать.
Не найдя пока ответа, и чтобы отвлечься, проверила степень актуализации своих потребностей (http://www.psi-t
Две недели еще, до третьего занятия, я переживала и проживала вновь свою историю. Случались похожие ситуации и моя реакция повторялась. Только теперь я сразу замечала это. Мысленно ставила «галочку» и ждала, что количество перейдет в качество, и я наконец пойму, как это – реагировать по ситуации. Об этом тоже Олег рассказывал на втором занятии.
О том, что когда «Взрослая» позиция засорена «Родительскими» предписаниями, и «Детскими» иллюзиями, человек принимает решения, не обращая внимания на факты.
И хотя записала я это на втором занятии, услышала только после третьего. Спасибо, Олегу, что ответил на мой дополнительный вопрос. Когда, так и не разобравшись, что происходит со мной, я обратилась к нему за помощью. И он помог мне понять, как в моем случае работает сценарный механизм. Так называемые «резинки» отбрасывали меня в тот момент, когда испытала травмирующую ситуацию. Чтобы это не повторялось, надо тренировать Взрослую позицию.
На третьем занятии Олег рассказал что происходит во время общения с партнером с позиции трансактного анализа и про законы общения. Как и в чем проявляется родительская позиция, взрослая и детская. Мы тренировались распознавать каждую, подкрепляли теорию практикой. Не всегда получалось, мы расходились во мнениях. Все как в жизни – ситуация вроде одна, а видит каждый по-своему. Старались обращать внимание на факты, по словам разбирали фразы. Узнавали, почему возникает конфликт, и как из него выйти. Два часа пролетели быстро. Мы много успели за это время!
Я старалась записать больше. У меня не сразу все доходит до сознания. Иногда полезно перечитать свои записи.
Теперь про историю:
Знаете такой прикол: надуть шарик и не завязывая дать кому-нибудь, отпустив в последний момент. Шарик начнет со свистом летать как бешенный. Всем весело. Кроме того, кому этот шарик давали (над ним и потешаются). Или обертку от шоколадной конфеты свернуть так, будто внутри конфета. Потом кого-нибудь «угостить» пустым фантиком. Мой старший (на 6,5 лет) брат, бывало, так меня разыгрывал. Подрастая, я становилась «умнее» и «опытнее». Иногда я, уже ожидая подвоха, стала отказываться от сюрпризов. Но брат импровизировал, а я так хотела, что бы это было по-настоящему, что опять клевала! Помню эти «сказочные» ощущения маленькой наивной девочки – ждешь чего-то очень хорошего, а получаешь горькое разочарование и обиду до слёз!
Почему я это так отчетливо запомнила? Не знаю. Наверно, потому что эмоции были очень сильные тогда, и это был резкий контраст со всем остальным в наших отношениях с братом.
Брат оказал на меня большое влияние. Он и сейчас занимает много места в моей жизни. У нас очень близкие отношения. Даже слишком. Раньше мне постоянно была необходима его поддержка, я нуждалась в ней. Он никогда не отказывал, по жизни был моим защитником. Ему часто приходилось няньчиться со мной. Даже когда он был с друзьями. Водил в садик, потом в школу, на тренировки. Баловал подарками. Со своими проблемами и за мужской поддержкой я не к отцу шла, а к нему. Умный, красивый, успешный – таким я его видела. Для меня он был идеалом мужчины, всех сравнивала с ним. Думала, если и выйду когда-нибудь замуж, то только за такого же, как мой брат.
Да, я его обожала. Маленькая, всюду за ним хвостиком ходила. Наверно, так он избавлялся от меня – обидевшись на розыгрыш, я на какое-то время оставляла его в покое. Где-то пару лет назад мы вспоминали детство, и брат признался, что я его сильно доставала. Наверно, его тяготили заботы обо мне.
Почему я это вспомнила? Я испытала те же эмоции, опять почувствовала себя одураченной, как в детстве. Вспомнила похожие ситуации. Поняла, что перенесла свое детское решение на отношения с мужчинами. Люди, обстоятельства другие, а эмоции и чувства – те же, что были в далеком детстве, когда впервые пережила травмирующую ситуацию. Я не помню, как это было, но это было. И в повторяющихся ситуациях с братом (и с другими) я находила подкрепление моих сценарных решений. Можете представить, каких. И как это повлияло на судьбу той маленькой девочки.
Наверно поэтому, став взрослой я неосознанно выбирала мужчин, готовых заботиться обо мне. Обижалась, если мои ожидания не оправдывались. Чем больше были мои ожидания – тем сильнее обида и разочарование. Я легко впадала в состояние фрустрации1. И не понимала, что желания мои были нереальными.
Если что-то хорошее исходило от достаточно близкого (или важного) для меня мужчины – я начинала сомневаться. Действительно ли это так хорошо для меня, нет ли тут подвоха? Если это хорошее было объектом материального мира, подарком – я говорила, что мне это не нужно, принимала, скрепя сердце.
Если у меня возникала симпатия к мужчине, и начинались отношения, то настоящей близости всегда что-то мешало. При этом я не осознавала не только причину, почему у меня такой страх близких отношений, но и сам этот страх не осознавала.
В проявлениях заботы, внимания, любви я видела пустой фантик. Мне все время мерещился обман, что за этим обязательно должно быть что-то большее, важное, а его там нет. Сценарные эмоции и чувства настолько затуманили мое сознание, что я была не способна ценить то, что имела. Я страдала, а меня успокаивали: «да ты зажралась, подруга!»
Я пока не до конца разобралась с этим. Но я рада, что есть возможность продолжить этот путь, перейти на новый уровень понимания, узнать, что мешает жить счастливо.
Я уже поняла, что мне мешали мои ожидания, оторванные от реальности. И поняла, какие внутренние противоречия мешают сейчас.
Когда я перестала смотреть на мир через призму своих иллюзий и предрассудков – увидела, что хорошего у меня было и есть в реальности - как будто во мраке включилась лампочка, потом еще одна, и еще… от них светло и хорошо. Этот свет греет меня изнутри и просится наружу. это благодарность за то хорошее, что у меня было и есть.
До встречи в КРОССЕ, на «Сценарии жизни» с Олегом Каримовым!
С уважением, Носкова Светлана