- 05.09.2012
- 3738 Просмотров
- Обсудить
Вчера ходил в банк, подготовился, т.к. уже ходил туда несколько раз. Я хотел, наконец, завершить дело. В банке я узнал, что необходимо сделать ещё «кое что». Это было сюрпризом для меня, т.к. я не мог этого предусмотреть. По дороге домой я начал злиться на эту ситуацию. Вдруг я увидел то, чем я занимаюсь и спросил себя: «Олег, зачем ты делаешь это? Зачем злишься?». Это ввело меня в некий ступор: «Действительно, зачем я так делаю? Я, получается, привык так делать, так реагировать. Отпущу лучше это» Но меня периодически затягивало в эту «игру».
Сегодня у меня вдруг появилось другое видение ситуации по поводу «сценария». Я понимаю так, что такое сценарий? Это психологический механизм, который проявляется в виде циклов: меняется окружение, но результат остаётся прежним, ситуации повторяются (прежние чувства испытываешь). Это может касаться любых сфер жизни человека. Что в основе этого цикла лежит? Почему эти циклы происходят? В основе лежит сценарное решение, которое человек принимает в детстве. Это решение относительно мироустройства (относительно себя и относительно окружающих людей).
Я слышал на занятиях словосочетание «выйти из сценария». Может это только я так слышал. Я понимал это как своего рода борьбу со сценарием, со сценарным механизмом. У меня, как у бывшего спортсмена, это ассоциируется с победой над противником, которого ты никак не мог победить. Сегодня появилась мысль: а что если со сценарием не нужно бороться, его нужно просто отпустить? Т.е. с противником не нужно драться, даже на ринг не надо выходить, просто пройти мимо, другой дорогой и забыть вообще, что я умею боксировать. Т.е. меня не затягивало в эту «игру», когда я шёл после банка, а я сам всё порывался в неё поиграть, чтобы испытать прежние чувства. Чтобы, грубо говоря, прокрутить ещё раз свой сценарий.
В голове всплыли слова Екатерины (занятия у Васильева и Бочковской) о граблях, на которые мы наступаем ежедневно (притча Хорхе Букая). Я сначала не понимал о чём это, а теперь какое-то понимание сложилось. Вот она:
"Я встаю утром. Выхожу из дома. В асфальте открытый люк. Я его не вижу. И падаю туда. На следующий день я выхожу из дома, забываю, что в асфальте – открытый люк, и снова туда падаю. На третий день я выхожу из дома и пытаюсь вспомнит, что в асфальте – открытый люк. Однако я об этом не вспоминаю и снова падаю. На четвертый день я выхожу из дома и пытаюсь вспомнит, что в асфальте – открытый люк. Я вспоминаю об этом, однако не замечаю колодца и падаю. На пятый день Я выхожу из дома. Я помню, что нужно обратить внимание на люк, и иду, уставившись вниз. Вижу люк, однако, несмотря ни на что, снова падаю туда. На шестой день Я выхожу из дома. Вспоминаю о люке на асфальте. Ищу его взглядом, вижу люк, пытаюсь через него перепрыгнуть, но еще раз падаю. На седьмой день я выхожу из дома. Вижу люк, разбегаюсь, прыгаю, касаюсь носками ботинок противоположного края, но этого недостаточно, и я срываюсь в эту дыру. На восьмой день я выхожу из дома, вижу люк, разбегаюсь, прыгаю, перепрыгиваю! Я так горд, что одолел это препятствие, что от радости начинаю прыгать... После чего снова падаю в колодец. На девятый день я выхожу из дома, вижу люк, разбегаюсь, перепрыгиваю через него и продолжаю свой путь. На десятый день, а именно – с е г о д н я, я понимаю, что удобнее идти… по противоположному тротуару".
В жизни складывались такие ситуации (получается, что я их «организовывал» сам, чтобы подтвердить сценарное решение "типа я нахрен никому не нужен"), после которых я переживал обиду/вину, злился на кого-то/на себя, расстраивался из-за кого-то/чего-то. Но ведь если я сам могу выбирать, как реагировать в той или иной ситуации, то зачем я это делал? Зачем я цеплялся за эти эмоции? Зачем каждый раз, по привычке, «проигрывал» их в себе. Я как будто спортсмен тренировался с детства в этой дисциплине «сценарий». Я тысячами повторений накачал себе огромные «бицепсы» и развил молниеносную «сценарную реакцию». Чуть ситуация и сразу выстреливал «сценарную комбинацию» не задумываясь.
До меня сначала не доходило то, что мне говорил Константин Васильев на занятиях. Он говорил мне «отпусти это». Я видел, что я злюсь, что во мне огромное количество этого гнева, но я считал, что он сидит во мне и я хотел убрать его из себя, но у меня никак не получалось это сделать. Может здесь закон Ньютона тоже работает, где «сила действия равна силе противодействия»? Не знаю. Исходя из той мысли, которая сегодня ко мне пришла, выходит, что это я сам держал гнев в себе (или держался за этот гнев). И получается, чтобы убрать его, не нужно было делать каких-то сверх усилий, нужно было наоборот просто «разжать свои кулаки, которыми я держу его», отпустить его, расслабиться, отстать от себя.
У меня возникла такая метафора по поводу мысли о том, что я оказывается, сам держусь за «сценарий».
Человек в детстве гулял без очков и без шариков. А в детстве в какой-то момент он чего-то испугался, и он надел очки - «сценарное решение» и взял в руки шарики – «сценарные эмоции», потому что они шли в придачу. Человек считал, что так лучше и безопаснее и поэтому ходит в очках и крепко сжал кулаки (от этого и лицо такое), держит эти шарики, таскает их повсюду. Сейчас он понимает, что ему что-то мешает. Но как избавиться от этого он не знает. Он просто не видит себя со стороны. Забыл, что сам одел очки и сам же взял шарики в руки. Он что-то пытается делать, борется с этим. Он не понимает, что эти свои очки и шарики он оказывается ещё и очень любит. «Как же я без очков и шариков? Я с детства с ними живу. Так у меня что-то есть, а без очков и шариков у меня ничего нет! Без этого я стану просто человеком… и придётся чем-то заниматься. А мне лень. Я так привык. Так я хоть знаю, что будет. Нет, я лучше с шариками посижу и в очках. Идите в баню!» С детства крепко зажал кулаки и держит свои шарики, боится отпустить, и очки не снимает. А всего-то нужно снять очки, разжать кулаки и улыбнуться.
Может быть, я не прав.
С уважением, Олег Каримов
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.