- 10.12.2013
- 2319 Просмотров
- 5 комментариев
Как Вы думаете, откуда в нас это изначальное ощущение одиночества? Как будто стоишь посреди серого клубящегося тумана и помощи ждать неоткуда. Ощущение непонятости, нелюбви, пустоты. Когда это началось?
Давайте сравним:
«...Его мать – одна из тех женщин, что после долгих раздумий решила кормить ребенка грудью. Она любит его со всей неведомой ранее нежностью. Сначала ей бывает тяжело класть ребенка после кормления обратно в кровать, и особенно потому, что он так отчаянно кричит. Но она убеждена, что это делать необходимо, так как ее мать объяснила (а уж она-то знает), что если поддаться ребенку сейчас, то потом он вырастет испорченным и избалованным. Она же хочет делать все правильно; в какой-то миг к ней приходит ощущение, что это маленькое существо на руках ей важнее и дороже всего на свете.
Она вздыхает и кладет ребенка в кроватку, украшенную желтыми утятами и вписывающуюся в дизайн всей детской комнаты. <...> Женщина расправляет рубашечку на ребенке и укрывает его вышитой простыней и одеяльцем с его инициалами. Она с удовольствием отмечает все эти мелочи. Еще бы, она не поскупилась для того, чтобы превратить эту комнату в идеальную детскую, хотя ее молодая семья пока не может позволить себе обставить мебелью остальные комнаты. Мать склоняется поцеловать гладкую, как шелк, щечку ребенка и покидает комнату. Тело младенца сотрясает первый душераздирающий крик.
Она тихонько прикрывает дверь. Да, она объявила ему войну. Ее воля должна победить. За дверью раздаются звуки, похожие на крики человека под пыткой. Ее континуум говорит ей, что ребенку плохо. Если природа дает понять, что кого-то пытают, то так оно и есть. Истошные вопли ребенка – не преувеличение, они отражают его внутреннее состояние.
Мать колеблется, ее сердце разрывается на части, но она не поддается порыву и уходит. Его ведь только что покормили и сменили пеленку. Она уверена, что на самом деле он ни в чем не нуждается, а поэтому пусть плачет, пока не устанет.
Ребенок просыпается и снова плачет. Его мать приоткрывает дверь, заглядывает в комнату, чтобы убедиться, что он на месте. Затем тихонько, словно боясь разбудить в нем ложную надежду на внимание, она снова прикрывает дверь и торопится на кухню, где она работает.<...>
Так как на плач не следует никакой реакции, желание
что-то просить и сигнализировать о своих
потребностях уже ослабло и затерялось в пустыне равнодушия. Он оглядывает
пространство вокруг. За поручнями кроватки есть стена. Свет приглушен. Но он не
может перевернуться. И видит лишь неподвижные поручни и стену. <...> Он
смотрит на стену, пока его глаза не смыкаются... »
И:
«С рождения дети постоянно присутствуют при любой деятельности своих родителей. С того момента, как пуповина отделена от ребенка, его жизнь уже полна событий.<...> Малыш может лежать на чьих-то коленях и лишь иногда соприкасаться с руками, которые делают что-либо над ним, например, шьют, гребут веслами в каноэ или готовят пищу. <...>
Теперь уже руки исчезли, а локоть прижимает тело ребенка к бедру, чтобы наклониться и поднять что-то свободной рукой, при этом на мгновение ребенок оказывается в положении вниз головой. Потом мать двинулась в путь, побежала, снова пошла, ребенок при этом чувствует разные ритмы движения и множество толчков. Затем, возможно, его передали другому человеку, и у ребенка новые ощущения: новая температура тела, гладкость и запах кожи, тембр голоса, телосложение. <...>
Ночью мать спит рядом с ребенком, как обычно,
касаясь его своим телом, и он ощущает движения, слышит ее дыхание и иногда
тихое посапывание. Она часто просыпается, встает со своего гамака и, сжимая
дитя между бедром и туловищем подкладывает дрова и ворошит угли, поддерживая огонь
в очаге. Если ночью ребенок просыпается голодным и не может сам найти грудь
матери, то он извещает ее о своей потребности. Она дает ему желаемое и
спокойствие безо всяких усилий снова восстановлено. Его полная событиями жизнь мало
чем отличается от жизни миллионов предков и отвечает его внутренним
ожиданиям...»
Это цитаты из книги американского психотерапевта Жан
Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым: принцип преемственности». Жан провела
два с половиной года в джунглях Латинской Америки вместе с индейцами племени
екуана и сравнивает жизнь европейского младенца с жизнью малыша из индейского
племени.
На какой цитате у Вас навернулись слезы? Помню, как
несколько лет назад я ревела над первой цитатой.
Почему, как думаете? Скольких из нас с первых минут
жизни «воспитали» одиночеством? Советская система родовспоможения и дальнейшего
общения с младенцами не предполагала принципов преемственности. Во многом она
осталась такой и сейчас, по крайней мере в России.
А со своим малышом как быть? Слушать окружающих: «Не
приучайте к рукам», «кормите по часам», «носить в этой ерунде тряпичной ребенка
вредно, Елена Малышева сказала!». Или себя?
Тема эта длинная и здесь явно есть что обсудить – и
тем из нас, кто имеет опыт рождения и выращивания детей и тем, кому этот опыт
предстоит в ближайшем или отдаленном будущем.
Приглашаю Вас продолжить обсуждение на занятиях группы «Драма одаренного ребенка».
С уважением, Александра Егорова (Корнилова).
Похожие материалы
Саша, я чуть не разрыдалась прямо на рабочем месте.
Сама дочку и кормила как попало (т.е. когда она хочет), и спала она со мной (до сих пор спит))), а все равно еще есть где дать, где восполнить, чтобы пустота не расплодилась... |
"Но она убеждена, что это делать необходимо, так как ее мать объяснила (а уж она-то знает), что если поддаться ребенку сейчас, то потом он вырастет испорченным и избалованным"
эта цитата вернула меня на семь лет назад, когда мой сын плакал. И сейчас он настойчиво требует моей недополученной любви. Отсюда его плаксивость и раздражение. |