- 04.03.2016
- 5373 Просмотра
- 2 комментария
* * *
Ум — это не эрудиция, не умение влезть в любую беседу, наоборот, или, как сказал один премьер, отнюдь!
Ум не означает умение поддерживать разговор с учеными.
Если ты умный, ты поймешь, что ты ничего не понимаешь.
Ум часто говорит молча.
Ум чувствует недостатки или неприятные моменты для собеседника и обходит их.
Ум предвидит ответ и промолчит, если ему не хочется это услышать.
И, вообще, ум что-то предложит.
Глупость не предлагает.
Глупость не спрашивает.
Глупость объясняет.
В общем, с умным лучше.
С ним ты свободен и ленив.
С дураком ты все время занят.
Ты трудишься в поте лица.
Он тебе возражает и возражает... Ибо он уверен!
И от этих бессмысленных возражений ты теряешь силу, выдержку и сообразительность, которыми так гордился.
С дураком ты ни в чем не можешь согласиться.
И чувствуешь, какой у тебя плохой характер.
Поэтому отдохни с умным!
Отдохни с ним, милый!
Умоляю!
Михаил Жванецкий
Описание психологической игры "Попался, подлец!" 1й степени. (Галина Китаева)
Понятие «психологической игры» разработал Эрик Берн, основоположник теории «трансактного анализа» в психотерапии, калифорнийский ученый, исследователь, врач. Он описал множество психологических игр, в которые играют люди с самого рождения и до глубокой старости. Психологическая игра позволяет человеку реализовать его «сценарий жизни» и получать «сценарные эмоции», подтверждающие неблагополучные детские решения человека о самом себе, и об окружающем мире, например: «вот так всегда со мной – опять меня подвели. Я же говорил что людям нельзя верить!»
Человек, участвующий в игре «Попался, подлец!» (или иначе «Синяя Борода») в качестве ведущего (Игрок) - постоянно ищет ошибки других людей, ваши ошибки. Ему угодить очень трудно, договориться с ним тоже очень трудно. Синяя борода вас тренирует – он хорошо подготовит вас на все случаи жизни.
Если начинаешь сотрудничать с человеком и тебе становится тяжело, это один из сигналов того что и дальше с ним может быть также тяжело. Он все время будет искать ваши недостатки, ошибки, описки, неточности, и доказывать свою правоту. С точки зрения формальной и структурной логики он будет прав. Однако суть и смысл взаимодействия при этом теряются в лабиринте логических выкладок на второстепенные темы и вопросы, напрямую не относящиеся к делу, эффективность взаимодействия пропадает.
Для Игрока Синяя борода характерны такие черты:
- Он обладает высоким интеллектом
- В общении он проявляет высокомерие, превосходство, снисходительность (может этого не осознавать)
- Находится на «родительской» позиции
- Требует неукоснительного выполнения правил, или следования правилам.
- Хочет что бы "играли только по его правилам" (так же может этого не осознавать)
Стили воспитания Игрока Синяя борода:
а) кумир семьи, оранжерейное воспитание
б) или ребенок, которого держали в «ежовых рукавицах» (особо ярко проявляется когда ребенок - холерик по темпераменту)
в) или имело место копирование образца с поведения одного из родителей, или значимых лиц, равных родительским фигурам.
Итог игры, или Сценарный выйгрыш - одиночество
Эти люди, как правило, очень умны, талантливы, хорошо разбираются в предмете своей деятельности, достигают высоких профессиональных и финансовых результатов, социального статуса. Они интересные собеседники, у них много чему можно научиться.
В результате анализа игры Попался подлец выявляются несколько характерных черт, о которых мы сейчас и поговорим.
Назовем партнеров по игре так: ведущий это Игрок, или Синяя борода", ведомый - это Простак.
Начинает взаимодействие Игрок. Он требует объяснить зачем вы что-то сказали или зачем вы что-то сделали. Хотя все и так понятно. Однако Игрок видит в этом скрытый смысл, ущемляющий его значимость, его важность. И если вы начнете объяснять как вы видите и понимаете ситуацию на самом деле, или какие у вас были обстоятельства (по причине которых вы или сказали что-то слишком быстро, или не так горячо поблагодарили, не так посмотрели, или не туда поставили-повесили-положили, не там поставили запятую и т.д.) - всё, вы попались!!!
Особенности игры Попался подлец в личных отношениях:
- Игрок ловит Простака на нарушении правил или на несправедливом отношении к нему; на том что Простак, например, его не ценит, или не так к нему относится; приводит этому массу «неопровержимых» аргументов;
- упрекает - почему же вы его раньше не предупредили, не сказали, не оповестили, не уведомили и не сообщили о том или ином факте, событии; а если вы сообщали - то почему не такими словами что бы он это понял, и таким образом список требований становится бесконечным;
- Игрок выдвигает все новые и новые требования к Простаку, учит Простака как он должен себя вести;
- Игрок снимает с себя ответственность за свои чувства; требует от Простака, чтобы тот нёс ответственность за чувства Игрока (близко к игре "Всё из-за тебя!")
- Игрок требует и требует объяснений. Не попадите в ловушку - что бы вы не сказали, всё это будет обращено против вас.
- Игрок использует манипуляции типа интерпретаций и чтения мыслей, основанные на приеме «логические ошибки»:
- Игрок приписывает Простаку то, чего тот не говорил и не делал;
- Игрок снимает с себя ответственность за взаимодействие, перекладывает эту ответственность на Простака;
- Игрок начинает вспоминать ваши прошлые ошибки, когда вы не извинились, что-то забыли, не оценили его по достоинству в прошлом. При этом факты искажаются, и Игрок помнит только то, что подтверждает его позицию, что его недостаточно ценят.
- Игрок может начать мстить, причиняя вред вам, вашему имуществу, вашему делу. Доказательств что он прав, или имел на это право, или что ситуация складывалась так что он не мог поступить иначе - у него предостаточно. И вы просто обязаны его простить, даже если он и не принёс вам свои извинения и не проанализировал свои ошибки - т.е. продолжить с ним общение, сотрудничество, иное взаимодействие;
- Игрок при этом может показывать что он никаких прагматических выгод от взаимодействия не имеет, и что у него только чисто альтруистичекие мотивы;
- Игрок изначально манипулирует тем, что он ничего не теряет при прекращении взаимоотношений, и легко готов пойти на это; более того, он начинает бравировать тем, что изначально знал что такой поворот дел может закончиться разрывом;
- при угрозе реального прекращения взаимоотношений - призывает к здравому смыслу, и начинает аргументированно доказывать Простаку, что при прекращении отношений он теряет совсем незначительно; а Простак теряет намного больше. Следовательно, Игрок начинает мотивировать Простака на продолжение взаимодействия.
- истинная выгода Игроком при этом скрывается; она может быть скрыта даже от самого Игрока, и он может на самом деле не понимать, что он потеряет;
- по окончании игры (если Простак прекратил игру или из неё вышел) Игроку может стать очень плохо, и он даже может заболеть;
- да и Простак после такого не очень хорошо себя чувствует, и ему необходимо восстановление большого количества потерянных сил и энергии: сходить в баню, в бассейн, попариться с веничком...
Игрок остается правым, но в одиночестве.
Знакомы ли вам перечисленные выше проявления данной игры?
Мои наблюдения показывают что виртуозу игры в "Попался, подлец!" бесполезно давать истинную обратную связь о ваших чувствах и ваших намерениях. Ибо все ваши слова будут истолкованы во вред вам. Даже если вы не хотите меряться силами кто прав и кто виноват, даже если вы извинились и признали правоту и значимость Игрока, он все равно будет просить "крови" ещё и ещё, доказывая что ваши признания и извинения ничего не значат, или попросту игнорируя тот факт, что они есть.
Сам же он не склонен признавать своих ошибок, так как считает что вы глупее его, и вы просто не способны его понять. Сколько раз он вам уже объяснял, говорил, а вы так и не поняли! Это ж всё так просто! Для него же самого его ошибки являются скрытыми, он их не осознаёт ( вступает в действие механизм "игнорирования", с помощью которого реализуется Сценарий ). Осознать свои ошибки для него равносильно "поражению", что при наличии установки "будь лучшим" и "будь сильным" - равнозначно "смерти". Поэтому он лучше пойдет на разрыв отношений, чем начнёт выходить на конструктив, т.е. на признание своих 50% ответственности за результат общения.
Почему так происходит? По моему мнению, это происходит потому, что Игрок хочет только одного - победы любой ценой, признания, причем как их ему дать - полная загадка. Его потребность в проявлениях признания с вашей стороны компульсивна, а соответственно - ненасыщаема.
Как закончить игру?
1. Антитезис игре Синяя Борода — вежливое поведение, с использованием техники амортизации. Не бойтесь его бури. Самое главное — не возражать, и признать что по его мнению – вы могли быть не правы (вы же не говорите что тоже так считаете!).
2. Другой антитезис -переведите разговор на конструктив: восхититесь им, расхвалите его, и попросите у него помощи, что бы он что-то для вас сделал. Передайте ему ответственность. Во многих случаях помогает.
3. Можно попробовать технику эмпатийного слушания - отражать только то, что чувствует ваш партнер, присоединяясь к его чувствам. Признавая его чувства. Разговаривая о его чувствах.
4. Если вы будете выступать как автономный и равный – он это может не признать, и вы проиграете оба. Но такой вариант тоже может быть вполне приемлем.
Порой мы вынуждены бываем в чем-то проиграть, при этом мы можем выйграть в чем-то другом. И если человек очень труден для вас в общении, то что вы получите, проиграв? А получите вы не мало: тишину, покой и мир в душе.
И ваши новые дела с удвоенной силой принесут вам радость и удовольствие!
Успехов вам, дорогие друзья! Не бойтесь Игроков и их агрессии! Учитесь быть счастливыми, здоровыми, верными себе и вашим замыслам! А самое главное - не становитесь сами "Синей бородой"...
Почему человек становится Игроком в игре "Попался, подлец!"?
Хорошо ли ему живется?
Есть ли шанс у него начать удовлетворять свои потребности иначе, более конструктивным образом?
Описание психологической игры "Попался, подлец!" 2-й степени.
Как Игрок задает вопросы. (Галина Китаева)
Роли не осознаются:
Игрок - Игрок "Синяя Борода" - Ведущий - Преследователь
Простак – Простак - Ведомый - может быть Спасателем сначала, но в итоге становится Жертвой
Начало - как у игры «Синяя борода» или «Попался подлец» 1й степени - Игрок постоянно ищет ваши ошибки. Ему угодить очень трудно, договориться с ним тоже очень трудно. Игрок "Синяя борода" вас тренирует – он хорошо подготовит вас на все случаи жизни." Но начаться все может и с игры "Сладкозвучная сирена", когда сначала вами восхищаются, а потом в вас разочаровываются.
Далее: предположим, складывается какая-либо ситуация во взаимодействии Игрока и Простака. Оба партнера в какой-то момент могут оказаться недовольны результатами взаимодействия. И Игрок начинает выставлять ультиматумы, или требовательно и дотошно "прояснять" отношения. "Проясняет" отношения Игрок очень своеобразно.
Игрок сначала делает ряд интерпретаций относительно мотивов действий партнера Простака, без вопросов к партнеру Простаку так ли это на самом деле. Например:
- Я думаю, Вы согласитесь, что…
- Я глубоко ошибался, когда считал, что…
- Я решил, что …
- Я только одного не могу понять…
- С моей стороны были неоправданные ожидания …
Затем Игрок на основе собственных интерпретаций, выраженных в этих 5-ти предложениях, ложных для партнера Простака - задает 6-ым предложением «якобы» проясняющий вопрос партнеру Простаку.
Вопрос носит провокационный характер.
На такой вопрос заведомо невозможно ответить.
Эти манипуляции Игрока можно определить как игру "Загнанный в угол". Хотя в целом игра разворачивается по сюжету "Попался, подлец!", как я написала выше.
У Игрока при таком поведении с партнером появляется возможность манипулятивно получить при любом ответе на заданные вопросы превосходство и выйгрыш. Минимизирует пройгрыш Простака только прекращение взаимодействия, обрыв (у Стивена Кови эта стратегия описана как пятая - "не связывайся", кроме хорошо известных четырех стратегий Выйграл - Выйграл и т.д.). Очень хорошо подойдет амортизация как один из способов «обрыва», выхода из взаимодействия. (Если вы знаете ещё какие-то способы – поделитесь пожалуйста ):
- 1й выйгрыш Игрока: Простак ответил на 6й вопрос - значит принял (!) все 5-ть ложных для него интерпретаций, выгодных для Игрока.
- 2й: Простак не ответил на 6-й вопрос - Игрок делает заход на манипулирование чувством вины Простака, типа "вы же не отвечаете на мои вопросы !", или с полным основанием начинает так же "не отвечать" на вопросы Простака, если тот всё-таки хочет попробовать продолжить взаимодействие (несмотря даже на то что вопросы Простака прямые, простые, и не содержат ложных для партнера интерпретаций). Скорее всего Игрок не захочет отвечать на «проясняющие» вопросы партнера – понятно почему? Потому что это разрушит все планы Игрока и лишит его выйгрыша!
- 3й: если Простак начнет распутывать все ложные для него интерпретации Игрока, он будет втянут в многотрудные и непродуктивные разборки, которым не будет ни конца ни края. Они могут длиться сутками, неделями, месяцами…Большая потеря времени, сил, энергии для Простака. Да и для Игрока - тоже.
Вопросы Игрока – согласно эффекту каузальной атрибуции** базируются на субъективном восприятии и соответственно – субъективной интерпретации ситуации. Игрок не заинтересован в получении истиной информации. Он заинтересован в признании его правоты и в наказании виновных, т.е. в сатисфакции от Простака, и получении дальнейших выгод от взаимодействия с Простаком (Сатисфакция - признание собственной неправоты Простаком, удовлетворяющее требованиям Игрока. Например - может выражаться в ожидании от Простака первого шага к примирению),
Выйгрыши Игрока:
- признание собственной правоты - гедонистическая выгода
- прагматическая выгода - заставить Простака продолжить выгодное для Игрока взаимодействие
- выгода в получении" внимания" к себе со стороны Простака при многодневном и многомесячном прояснении отношений
Как нейтрализовать Игрока:
- амортизировать и более не связываться (полностью признать его правоту и выйти из контакта)
Как нейтрализовать Игрока в самом себе:
- перестать себе лгать
- взять на себя ответственность за все что со мною происходит
- подумать что я сам делаю неверно, раз все время получаю отрицательный результат
- перестать требовать от партнера чего бы то ни было, и заняться собой и своими делами
- давать самому себе позитивную поддержку, стабилизировать свою самооценку
- все что хочется сказать партнеру - сказать себе, и самому это сделать
История возникновения имени героя «Синяя Борода». (О.Г. Петрова и из Википедии)
«Синяя Борода» - герой сказки Ш.Перро «Синяя Борода» (1697). Один из самых загадочных и зловещих сказочных персонажей. Трудно объяснить, что побудило Перро сделать героем детской сказки убийцу-маньяка. К тому же его образ дается весьма обобщенно, мотивировка поступков практически отсутствует, и в результате перед читателем предстает некий фантом, окутанный тайной. Шевалье С.Б. живет в красивом замке, принимает гостей, имеет репутацию радушного хозяина. Настораживает то, что он часто женится, а его жены странным образом исчезают, причем, никто толком не знает, что же с ними происходит. И вот С.Б., в очередной раз оказавшись холостяком, принимается искать новую жену. Но невесты ему отказывают. К тому же у героя борода в самом деле синяя, что далеко не каждой девушке может понравиться. И все-таки находится одна, которая готова бросить вызов судьбе и рискнуть. Сначала все идет хорошо, но однажды С.Б. сообщает жене, что должен уехать. Он передает ей ключи от всех комнат в замке, предупреждая, что в одну комнату, которая находится в подвале, она входить не должна, чем возбуждает ее любопытство. Проникнув в запретную комнату, жена С.Б. обнаруживает трупы своих предшественниц в лужах крови. От ужаса она роняет ключ, и он оказывается испачканным кровью. Пятно стереть не удается, из чего С.Б. делает заключение, что и новая жена нарушила запрет. Он намерен поступить с ней так же, как и с другими женами. Но на этот раз ему не удается выполнить свое намерение. Молодая женщина проявила хитрость и сумела вызвать своих братьев, которые покончили с С.Б.
История героя, которая так мало похожа на сказку, не объясняет, кто он, этот маньяк-женоненавистник, и что стоит за его преступлениями. Тема С.Б. неоднократно возникала в произведениях искусства и литературы. М. Метерлинк написал пьесу «Ариана и Синяя Борода, или Бесполезное освобождение» (1897), композитор Балла Барток - оперу «Замок герцога Синяя Борода» (1918), а Людвиг Тик - веселую комедию «Кавалер Синяя Борода» (1797) и т.д. Всякий раз предпринимались попытки объяснить странное поведение героя, иногда - вполне серьезные, иногда - довольно ироничные, но неизменно будоражащие воображение. (О.Г. Петрова http://dic.academic.ru )
Почему борода именно «синяя»? Кроме версий о том что она была выкрашена в синий цвет, существует так же объяснение что такой оттенок приобретает кожа мужчины после бритья, так как небольшая щетина может придавать ей синеватый оттенок.
Из Википедии:
«По одной из версий об истории возникновения сюжета - прототипом легенды послужил барон Жиль де Рэ, казнённый в 1440 году по обвинению инквизиционного трибунала в многочисленных убийствах. Обвинительный акт, который подготовили епископ Нантский Жан де Малеструа и инквизитор Жан Блуэн, суммировал в 47 пунктах сущность претензий к Жилю де Рэ со стороны Церкви.
Скорее всего, барона оговорили по заказу короля Карла VII, бывшего другом де Рэ, а впоследствии — его врагом. В 1992 году французские учёные добились исторической справедливости — организовали новый «посмертный суд» в сенате Французской Республики. Тщательно изучив документы из архивов инквизиции, трибунал из нескольких парламентариев, политиков и историков-экспертов полностью оправдал маршала де Рэ. Согласно историческим фактам - жена у него была только одна, а археологи, при обследовании его замка, не нашли никаких останков, свидетельствующих о массовых убийствах и захоронениях.
Барон Жиль де Ре был очень богат, и жил в поместье своего родового замка Тиффож как король.
С 1427 года Жиль де Ре принимает участие в военных действиях французской короны, во время Столетней войны между Англией и Францией. Жиль был телохранителем и ментором Жанны д’Арк, военным руководителем её ополчения.
В 25 лет, в июле 1429 года, после того, как войско Жанны д’Арк вступило в Реймс и Карл VII был коронован, Жилю присвоили звание маршала Франции. Но затем последовали поражения и гибель Жанны д’Арк. Жиль приложил огромные усилия, чтобы спасти своего кумира, когда в 1431 году Жанна попала в плен, он собрал войско из наёмников и двинулся к Руану, но опоздал: Жанну казнили. Он удаляется в своё поместье.
Жиль вышел в отставку и с 1433 года стал постоянно жить в поместном замке Тиффож, в Вандее. Здесь он жил как король, с охраной в две сотни рыцарей, личной церковью с тридцатью канониками, обширной библиотекой редких рукописей. Тут он мог свободно предаваться своим увлечениям. С этой поры в свите маршала начали появляться разного рода толкователи снов, маги, чародеи и алхимики.
Жиль де Рэ был казнён приговором светского суда. Судебное разбирательство по делу барона де Рэ выглядит как незаконное. В число судей были назначены злейшие недруги барона. К ним относился и давно враждовавший с Жилем епископ Жан де Малетруа, и сам герцог Жан V, который ещё до окончания расследования отписал имения барона своему сыну. Жиль де Рэ сознался в своих преступлениях, но, вероятно, сделал это, чтобы избежать самого страшного для такого верующего христианина, каким был барон, наказания, как отлучение от церкви (его отлучили от церкви в ходе процесса, а потом сняли отлучение).
Некоторые историки недаром сравнивают процесс по делу Жиля де Рэ с судом над тамплиерами***: и там и тут вымышленные обвинения, сфабрикованные, чтобы создать предлог для захвата имущества осуждённых. История Жиля де Рэ окружена созданной в ходе процесса легендой, поэтому уже трудно или невозможно разглядеть подлинные черты человека, бывшего некогда сподвижником Жанны д’Арк.
Тем не менее этот человек вошёл в легенду под прозвищем «Синяя Борода», сделался героем французских сказок, стал предметом множества научных исследований и художественных произведений.
На формирование сюжета сказки Шарля Перо «Синяя Борода» косвенное влияние оказала так же судьба двух жен короля Генриха VIII, Анны Болейн и Екатерины Говард, казненных по приказу своего супруга за супружескую и государственную измену. В некоторых иллюстрациях и экранизациях сказки визуальный образ Синей Бороды очень сильно перекликается с внешностью и костюмом Генриха VIII.»
Примечание:
* "По рзеузльаттам илссоевадний одонго анлигсйокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в каокм проякде рсапжоолены бкувы в солве. Галовне, чотбы преавя и пслонедяя бквуы блыи на мсете. осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиаетм кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цлиеком."
** Эффект каузальной атрибуции – 1) приписывание причин того или иного действия другого человека определенным источникам мотивации - внешним или внутренним (он этого хотел, он того-то добивался, он из-за этого так поступил и проч.); 2) интерпретация человеком причин поведения другого человека, а также своего собственного; 3) например, свои промахи люди склонны интерпретировать как вынужденные , а успехи и достижения - как естественное следствие своих достоинств. Удачи других людей скорее расцениваются как следствие «везения», чьего-то покровительства, зато промахи и неудачи - как следствие негативных личностных особенностей.
*** Тамплие́ры или Бедные Рыцари Христа и Храма в Иерусалиме — духовно-рыцарский орден, основанный в Святой земле в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода. В XII—XIII веках орден был очень богат, ему принадлежали обширные земельные владения как в созданных крестоносцами государствах на территории Палестины и Сирии, так и в Европе. Орден обладал также широкими церковными и юридическими привилегиями, дарованными ему папой римским. Одним из главнейших занятий Ордена были финансы. Именно тамплиеры являются изобретателями чеков. Таким образом, денежная собственность владельца чека стала недоступной для разбойников. Непомерные богатства ордена вызывали вражду и зависть, особенно французского короля Филиппа IV Красивого, который сам был крупным должником ордена и жаждал прибрать к рукам их богатства. По инициативе заинтересованных лиц был сформирован донос, на основе которого началось расследование деятельности ордена. Процесс закончился расформированием ордена. 3 апреля 1312 года. Имущество тамплиеров перешло к ордену св. Иоанна.
Литература
1. Берн Э. «Игры, в которые играют люди»
2. Берн Э. «Люди, которые играют в игры»
3. Википедия
4. Литвак М.Е. «Психологический вампиризм»
5. Макаров В.В., Макарова Г.А. «Игры, в которые играют в России»
Предыдущие версии статьи:
Описание игры "Попался, подлец!" 1-й степени
Описание игры "Попался, подлец!" 2-й степени
Похожие материалы
0
|
0
Спам
Галина! Спасибо огромное. Еще раз поняла, что мне было нужно, когда я играю в эту игру. На шестом году жизни в КРОСС отследила, что играю вовсю, вместе со своим капризным дитём!. Эту статью нашла только у тебя. Спасибо особенное за:
Цитата "Как нейтрализовать Игрока в самом себе: - перестать себе лгать - взять на себя ответственность за все что со мною происходит - подумать что я сам делаю неверно, раз все время получаю отрицательный результат - перестать требовать от партнера чего бы то ни было, и заняться собой и своими делами - давать самому себе позитивную поддержку, стабилизировать свою самооценку - все что хочется сказать партнеру - сказать себе, и самому это сделать." |