- 22.05.2012
- 2759 Просмотров
- Обсудить
Сегодня воскресение. Май. Жара. Яркое лето на носу. Но почему же в этот жаркий день я не где-то на пляже, за городом, или на природе с друзьями? Почему не наслаждаюсь способностью веселиться и улыбаться?
А чем вы занимались, перед тем как читали эти строчки?
Что вас заинтересовало в заголовке статьи или в самом занятии?
Задали себе вопросы? А теперь не торопитесь на них
отвечать. Прочитайте статью до конца.
Итак, почему же свой выходной я решил посвятить первому занятию из цикла тренинга: "Мой сценарий, моя судьба?" Что я хочу получить от этого занятия? Зачем мне искать в себе что-то?
Это всего лишь еще несколько вопросов, которые мне стоит себе задать и не торопиться на них отвечать сразу. Я попробую на эти вопросы дать те ответы, которые мне помогли получить участники нашего занятия и ведущие. Я не даю гарантии, что ответы на них не изменятся со временем. Для себя я разделил занятие на две части. Первую часть я назову так:
1. ОСВОБОЖДЕНИЕ
Что со мной происходит, и как я за это сам ответственен?
Я часто испытываю отрицательные эмоции - гнев, обида, вина, стыд. Эти эмоции у меня возникают в ответ на чье-то поведение, на слова или молчание. Мать говорит мне: "У тебя ничего не получится в Екатеринбурге." – и я испытываю обиду, а за ней скрытую злобу на мать. И эти эмоции, если я их не осознаю и не даю им выхода, давят меня. Девушка молчит часами, а иногда и днями - я чувствую опять гнев и обиду - я решил, что если она молчит, то я ей не важен и не нужен, а значит: я не нужен никому и я ничего не стою. Этот список можно продолжать - и за каждую негативную эмоцию я найду другого человека, ответственного за это.
Но. Чему я научился в группе? Меня спросили: Кто на самом деле несет ответственность?
За свои действия, за свои результаты, за свои эмоции, за свои мысли и решения ответственность несу я. Я сам выбираю какие эмоции испытывать. Я сам выбираю те решения, которые я считаю верными в той или иной ситуации. И если у меня есть решение: " Мне нельзя ошибаться, потому что я должен быть совершенным", то это я сам когда-то выбрал такое решение для себя как верное. И я сам же решение сейчас могу поменять на: " Я могу позволить себе ошибку - так как ошибок нет, есть недостаток опыта, который набираешь в результате активных действий и проб".
Кто виноват в моей боли? Как они это делают?
Эти вопросы возникают в голове автоматически. На самом деле такая постановка вопроса не поможет решить проблему. Как я делаю так, что испытываю боль при взаимодействии с другими людьми?
У меня большая обида на родителей, часто общение с матерью у меня вызывает боль и страх. Мне тяжело с ней длительное время разговаривать. Но кто в результате ответственен за эту боль - я или мама? Ответ неутешительный для меня: Я.
Сам себя терзаю, сам себя мучаю проклятиями: "Ты неудачник, у тебя ничего не получится. Если ты сделаешь так-то, то у тебя в жизни все будет ужасно." Такие фразы я говорю себе, и сам себе причиняю боль. Когда злюсь на человека, сам же и сдерживаю эту злобу и маскирую ее под другие чувства. Сам же потом чувствую, как болят глаза и давит сердце. Если проработать, осознать эмоцию, то не будет ощущения сдавленности в груди. А если хочется плакать, а не даешь себе этого сделать - сам сжимаю свои глаза до боли, что потом и зрение уходит и голова болит. И очень помогает то, что происходит осознавание и проговаривание в группе. Хотя, на первый взгляд, именно это и кажется страшным и опасным. Но, как оказалось, именно групповая работа и дает такой эффект - возможность на самом деле "принять себя" таким какой ты есть, и почувствовать свою "безусловныу хорошесть". А потом уже ты сможешь справляться с эмоциями и один.
В процессе занятия я позволил себе плакать, позволил себе говорить о своем гневе. И после этих разрешений организм давал мне обратную связь - я почувствовал, что мои глаза впервые за долгое время расслабились, а сжатие в груди прошло. Как хорошо понимать, что для этого мне не всегда нужен другой человек рядом. А если нужен, я могу попросить близких друзей побыть со мной и дать поддержку.
Что прячется за моим гневом и яростью?
Этот вопрос для меня оказался центральным для всей первой части занятия. Я пришел на занятие, чтобы разобраться со своим гневом и проблемами со здоровьем.
Уже давно я ощущаю, что сижу на пороховой бочке, которая вот- вот может рвануть. Эта пороховая бочка - мой гнев и не выраженная ярость. А что, если этот скопленный гнев смешать с умением манипулировать и давить эмоционально на людей? Правильно, смесь может получится гремучая. Кто может пострадать от этого? Могут пострадать близкие мне люди - родители, братья. Могу пострадать, да и страдаю уже я. Если я буду продолжать копить этот гнев, то рано или поздно он может сжечь меня, и тогда не останется ничего хорошего и теплого во мне. Этот гнев копился в виде обиды на мать очень длительное время, я чувствую, что могу выпустить гнев на волю и превратить его в ярость, которая может, мягко говоря, человека заставить болеть.
В группе я смог выпустить этот гнев и эту ярость.
Нет, не чистый гнев, не социально приемлемый. А гнев грязный, замешанный с обидой и, страшно признаваться, гнев, замешанный на удовольствии. Пока на текущий момент я не могу сказать ушел ли этот гнев полностью. Но, выпустив часть его, я смог попробовать ответить себе на вопрос, который задала мне Наталья: " Что же стоит за этим гневом?".
На занятии я плакал, когда отвечал на вопрос и сейчас - я пишу эти строчки со слезами: "За моим гневом скрыта нежность, потребность в принятии меня таким какой я есть. Хочется чтобы мама приняла меня и дарила любовь, без всякого "если". Хочется и самому говорить ей нежные теплые слова и чтобы эти слова я мог сказать без страха."
К концу занятия я ощутил благодарность к маме и отцу, за то что они научили меня любить, за то что научили меня быть нежным. Маму - за то, что научила мыслить и анализировать происходящее вокруг. А отца за то, что научил теплоте и принятию.
За гневом стоит потребность любви, которую мне необходимо будет удовлетворять, тогда и гнева будет меньше. Тогда и желание проявить ярость, как способ получить уверенность в себе, тоже начнет спадать. Уверенность в себе я могу дать себе сам, но если мне ее не хватит, то попрошу ее у мамы и у папы. Если они не будут готовы мне дать поддержку, то попрошу у группы, близких людей.
Главное что я получил от этого занятия сегодня то, что я могу наполнить теплом и радостью пустоту, там где раньше был гнев, я могу быть сам теплым и нежным. И что, демон живущий во мне, на самом деле может быть ангелом, только нужно научится его разглядеть и не боятся выпускать на волю.
Вторая часть занятия:
2. ЧЕГО Я ХОЧУ
Что я хочу от партнера по общению?
Во второй половине занятия у меня возникла мысль: ответы на вопрос я получил, а что же теперь я хочу?".Самый главный вопрос. Что я хочу сейчас! Что я хочу от общения? От работы? От жизни? Какой я на самом деле? На эти вопросы частично ответил, На следующих занятиях буду продолжать….
Что я могу дать партнеру по общению?
Тут ответ короткий, я могу выбрать – дать или не давать ему то, что он просит. Но для себя сделал небольшой вывод: для развития отношений могу давать внимание партнеру всегда столько, сколько могу. И важно для меня давать партнеру не просто свое внимание, а чувствовать себя с ним на равных. Если считаю себя плохим, то к партнеру не идти и не подсовывать ему (...). Сами можете завершить эту фразу. Для того чтобы идти к партнеру полезно и к себе и к нему хорошо относиться. Спасибо за это понимание ведущим (Михаилу и Наталье). И самое главное, не только это понять (понять можно и прочитав), а почувствовать это в общении с участниками группы. И унести это ощущение с собой в жизнь
А теперь немного об участниках и тренерах. Наши тренеры Наталья Бочковская и Михаил Васильев.
Наталья настойчиво и спокойно задавала мне вопросы, отвечая на которые я вынимал из себя свои чувства и свои желания – формулировал понимание своих сценарных механизмов. Так получилось, что Наталья представилась мне проводником, который повел меня через мои эмоции, через, «должен», «нельзя» и «хочу» - моего сценария. По пути обучая, как из терновых кустов «невротических» потребностей, получить сначала осознанные желания, а потом выбрать, каким наиболее полезным для себя и для окружающих способом эти желания удовлетворить, и получить цветущее дерево.
Михаил задавал вопросы - не всегда мне, но я эти вопросы брал для себя. Вопросы открытые, конкретные, но на эти вопросы мне было бы сложно сразу получить/дать четкий ответ. Для меня Михаил проявился как человек поддерживающий, принимающий. И вместе с тем спокойно ожидающий от меня или участников - когда же мы сами за себя начнем говорить. Когда я сам начну говорить о том чего хочу и начну просить этого. Михаил направлял меня только вопросами. Но это было так искусно, так результативно.
И завершаю эту статью я рассказом о своих впечатлениях об участниках занятия. Все участники занятия, в том числе и я, преобразились в моих глаза за эти 8 часов, я ощутил как люди вскрыли какие-то свои залежи энергии, или может быть встали на путь такого открытия. Я увидел, как могут измениться люди, когда поглощающие энергию "барьеры" сознания распадаются, становятся несущественными.
Какие чувства я испытывал на занятиях?....Гнев, ярость печаль, ненависть, спокойствие, нежность, любовь, радость. Чувства и желания важно осознать. Этот вывод важен для меня, но может быть он будет важным и для вас - необходимо научится выражать свои эмоции социально приемлемыми способами. Осознать свои желания и сделать шаг для удовлетворения этих желаний.
На этом моя статья завершена. Эмоции позитивных много. И я хочу обратиться к тем, кто читает эту статью. Расскажите о своих чувствах которые вы испытали прочитав эту статью. Буду рад комментариям.
До следующей встречи, Ратмир Саяхов.
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.