- 23.05.2015
- 2254 Просмотра
- Обсудить
Самооценка.
Каждый слышал это слово, и каждый понимает его по-своему. Для начала, чтобы говорить об одном и том же, необходимо определиться с понятием. Что такое самооценка? По моему мнению, самооценка – это представление человека о самом себе. Именно то, что человек думает о самом себе. Или другими словами отношение к себе. Если я задам вопрос, какой бывает самооценка, то наверняка большинство подумает: завышенная, адекватная и заниженная. В моем представлении это не совсем корректно. Что есть завышенная или заниженная? Кто определяет этот уровень? Обычно такие слова употребляют люди в отношении других. И здесь как-то не замечается это самое «само-» в слове «самооценка».
Сейчас я представлю взгляд на этот вопрос замечательного человека и бизнес-тренера Бориса Литвака. Это мнение я разделяю полностью. Как происходит формирование самооценки? Конечно в детстве. Есть даже такое замечательное выражение: «Все мы родом из детства». Когда ребенок еще маленький, им довольно просто управлять какими-то механическими средствами, например ходунки или манеж. Никуда оттуда не денется, и можно особо не беспокоиться. А когда ребенок достигает определенного возраста, он начинает «хотеть» большего, он хочет автономии. А родителям по-прежнему хочется им управлять. Самый простой механизм управления – грубо говоря, «плохой-хороший».
Когда ребенок делает то, что хочется родителям, они эти поступки всячески одобряют, а ребенку говорят, что он «хороший». А если он вдруг совершит что-то, что родителям не понравиться, то ребенок нарекается «плохим», ему говорят, что «таким я тебя не люблю» и своим видом показывают, что он совершил что-то сильно ужасное. Самый наглядный пример – это люди с так называемым синдромом «отличника». Когда они учатся на пятерки, слушаются маму, они «молодцы», «хорошие мальчики и девочки», «умницы» и т.д. А стоит им пойти погулять с друзьями, вместо учения уроков, получить тройку или ослушаться маму, то гнев родителей не заставляет себя ждать. Ребенок теперь уже «неудачник», «предатель» и «пойдет по рукам» в будущем. Детская психика все это успешно схватывает и формирует некие списки, при которых они чувствуют себя «хорошими» (Я+, если) и «плохими» (Я-, если, прямо противоположный первому).
В этих списках находятся некие правила, при которых ребенок и человек в будущем будет чувствовать себя успешным, благополучным, уверенным и любимом в случае списка «Я+, если» и наоборот неуспешными, неблагополучными, неуверенными и нелюбимыми в случае списка «Я-, если». Например, у тех же отличников, самым первым пунктом в списке «хорошести» стоит правило: «Я хороший, если радую родителей». И если он не может исполнить это правило, то он начинает чувствовать себя «ничтожеством» в самом крайнем случае. Кстати говоря, у отличников наступает самое тяжелое время тогда, когда они заканчивают университет. Когда пропал относительно прозрачный инструмент определения «плохой-хороший», инструмент этот – отметки. Я знаю одну девушку, которая закончила школу и университет с одними пятерками и после выпуска впала в глубокую депрессию, вышла замуж за человека с говорящей фамилией Козлов и сейчас потихоньку с ним спивается.
Таким образом, человек находится меж двух «огней». Он чувствует себя то «молодцом», то «ничтожеством». Его самооценку, представления о самом себе можно представить в виде синусоиды, где есть положительная верхняя часть и отрицательная нижняя. Такую самооценку можно назвать нестабильной. Человека бросает «то в жар, то в холод», он то возносится к небу, то падает ниже плинтуса. Его жизнь состоит из пиков уверенности и пиков неуверенности. То, куда полезет самооценка, вверх или вниз, зависит от исполнения или неисполнения правил списка «Я+, если».
Например, пика уверенности человек достигает, если он добился какого-то небольшого успеха (исполнилось правило Я+, если у меня все получается), например, продавец продал свой первый товар. Также достигнуть пика уверенности можно за счет одобрения значимых тебе людей (Я+, если меня одобряют другие люди), например, работу начинающего дизайнера похвалил друг. На этой вершине у человека с нестабильной самооценкой начинаются фантазии. Он начинает думать, что все неудачи в прошлом, а дальше – золотые горы!
Но вот у продавца ничего не покупает уже 10-й клиент подряд, а тот же друг дизайнера раскритиковал следующие работы в пух и прах. Не выполняются их внутренние требования к себе. Теперь человек очень быстро скатился в яму неуверенности. Тут тоже имеют место фантазии, только они уже не розовые, а черные. Консультант подумывает об увольнении, а дизайнер – о своей никчемности. И все вместе они думают, у каких помойных баков им придется жить, и с какими бомжами надо подружиться (это слегка гипертрофированная картина, главное понять логику). То есть невыполнение требований, в данном случае неудача или неодобрение со стороны значимых людей, приводит к полному упадку сил и веры в себя.
Это было о нестабильной самооценке. Еще есть и стабильная. Графически ее так же можно показать в виде синусоиды, только амплитуда не такая большая и большая часть находится в положительной зоне. У такого человека нет списка «Я+, если». Он постоянно себя ощущает «Я+». Ошибки неудачи воспринимает с энтузиазмом, так как это новый материал для работы. Конструктивно относится к критике близких и людей вообще. Постоянно работает над собой. В его словаре нет слов «Я плохой».
Как достичь стабильной самооценки, если вы заметили у себя «Я+, если»? Очень тяжело! Нужно принять себя. Принять таким, какой есть, со всеми страхами, слабостями, навыками, умениями и результатами. Формулировка простая, но сделать это не просто. В современной психологии есть много методик, позволяющих это сделать. В частности можно составить свой список «Я+, если» и проанализировать его. Для более продуктивной работы этот анализ лучше сделать с психологом или тренером, которому вы доверяете.
Удачной вам работы над собой!
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.