- 16.04.2015
- 3075 Просмотров
- Обсудить
Мы привыкли считать агрессию плохим, деструктивным качеством. Но так ли это? Как на самом деле влияет выражение (или наоборот – запрет на выражение) агрессии на формирование личности?
Мнение ведущего российского психолога клуба КРОСС Михаила Маслова – как повысить самооценку, как стать успешным, разобрав и признав свое отношение к двум самым сильным человеческим эмоциям, гневу и страху. Страх не так страшен, гнев не так ужасен, какими кажутся на первый взгляд.
Невыраженная агрессия неизбежно вызывает сильнейшее чувство вины. Мы стесняемся выражения своих естественных эмоций. Агрессия направляется на нас же и выедает нас изнутри.
Откуда появляется запрет выражения этой, полезной на самом деле, для выживания эмоции? Как преодолеть этот барьер?
Тезис: Основанная причина неуверенности в себе – это внутренний запрет на ощущение и выражение агрессии.
"Сначала я хочу определить и расширить понятие агрессивности. Оно немного будет отличаться от того понятия агрессивности, которое употребляется «по умолчанию» в обществе и понимается в значении «плохо, деструктивно. Это действительно так, но это инфантильные или не зрелые формы выражения агрессии. Более подробно о формах агрессии я скажу ниже.
Агрессия – это любой акт, направленный на модификацию себя либо мира вокруг себя.
И как вы думаете, каким инструментом для развития себя, защиты себя, своих интересов, территории, личности наделила человека природа (эволюция, Бог, творец)? Это эмоция гнева. Когда возникает гнев? Когда есть источник дискомфорта и человек чувствует себя субъективно сильнее, чем источник дискомфорта (определение Б.М. Литвака). А если человек воспринимает себя слабее, то какая эмоция возникает? Страх. Эта вторая генетически данная человеку эмоция, которая направлена тоже на защиту своих интересов и своей личности. Кстати, страх, как и гнев - это по степени интенсивности переживания самые сильные эмоции, которые может испытывать человек.
Давайте пофантазируем. Представьте, что вы переходите дорогу, пусть на зеленый свет светофора. Но туту видите что слева на большой скорости к вам приближается автомобиль, сигналит, мигает фарами и вы понимаете что он притормаживать не собирается. Как вы себя будете чувствовать? Вероятно сначала позволите себе позлиться на то что вас побыстрее хотят попросить уйти с дороги, хотя вы имеете полное право занимать переход, но чем ближе будет приближаться автомобиль, тем больше вы будете ощущать какую эмоцию? Страх. Страх за свою жизнь и этот страх начнет вас как-то подстегивать, и вы будете быстрее уходить с проезжей части.
А теперь представьте, что вы дорогу переезжаете на танке на зеленый свет светофора. И слева также к Вам приближается автомобиль, сигналит, мигает фарами, в общем хочет вас поторопить. Как вы себя будете чувствовать? Наверное как-то по разному, но страха не будет. Почему? Что отличает первую ситуацию и вторую? Во второй ситуации есть понимание и ощущение вооруженности, способности и готовности при необходимости дать отпор.
Так что же дает возможность человеку быть уверенным и готовым при необходимости дать отпор? Это способность и возможность переживать гнев и внутренне разрешение себе быть агрессивным.
Я вспоминаю как один молодой мужчина, который проходил курс сценарного перепрограммирования, зачитывая автобиографию описывал события когда он служил в армии. Он рассказывал как его заставляли старослужащие что-то делать, давили на него, унижали, заставляли драться. Но несмотря на то что он имел второй взрослый разряд по боксу, ему чрезвычайно трудно было себя защищать: «Такое ощущение, что тебя связали по рукам и ногам, хотя руки и ноги свободны и я умею драться, но психологические не могу себе это разрешить». Т.е. человек свой инструмент для защиты себя по каким-то причинам вкладывает в ножны и запрещает сам себе им пользоваться. От величины этого запрета зависит ощущение себя сильным или слабым, когда человек сталкивается с проявлением агрессии в свой адрес. И этот запрет называется морализация.
Как и откуда этот запрет появляется. Часто бывает так, что родители по собственным причинам относятся к ребенку как к своему продолжению, не хотят принимать ребенка во всех его проявлениях и не хотят видеть проявления гнева в свой адрес. И наоборот, хотят чтобы их ребенок ими только восхищался. А когда ребенок, совершенно нормально для себя проявляет гнев на родителей с возраста 3-4 лет, то родители разными санкциями наказывают ребенка за это. В основном – это отвержение «Ты мне такой не нужен», а отвержение – это одна из самых страшных для ребенка ситуаций. Это либо ответный гнев, побои, либо манипуляции на чувстве вины и стыда «Как тебе не стыдно, я же твоя мать», либо манипуляции на чувстве ингорирования «Я с тобой не разговариваю», «Мой ребенок так себя не ведет», «Я буду любить другого Диму». И тогда ребенок накладывает внутренний запрет на ощущение и выражение гнева, т.к. понимает что отстаивать свои интересы и быть собой страшнее (т.е. потерять отношения страшнее), чем терпеть страдания в отношениях. Т.е. некий психологический меч, которым можно и нужно защищаться ребенок вкладывает в ножны, мама заливает горловину чехла ножн сургучом, ставит печать «Не вскрывать, не пользоваться, неприлично, некультурно. Как тебе не стыдно я же твоя мать» и человек выходит в мир каким с точки зрения вооруженности? Обезоруженным.
А что будет происходить дальше? Какие эмоции будет испытывать человек? Представьте, что вы идете по улице без оружия, а на встречу вам выходит человек, достает два пистолета-пулемета, направляет на него и говорит «Ну что, поговорим?». Как вы будете себя чувствовать? Какую эмоцию испытывать? Страх, тревогу. А будете ли пытаться сделать так, чтобы этот человек перестал в вас стрелять? Да. Т.е. вы будете формировать список ожиданий от себя и когда не будет этот список выполняться, то какая эмоция будет возникать? Чувство вины. Либо чувство обиды. Т.е. это гнев, но направленный на себя. А что будет с чувством уверенности в себе? Его не будет, а вместо этого будет чувство тревоги, мнительность, застенчивость и желание понравиться другому человеку. Вы будете жить с ощущением что другой может на меня злиться (в меня стрелять), а мне в ответ нельзя.
А что будет при таком эмоциональном состоянии с реализацией своих желаний? Я понимаю что будут ситуации, где меня будут оценивать, психологически давить, а эти ситуации для меня какие? Приятные или не очень? Это очень страшные для меня ситуации, это ситуации, которые вызывают большое стрессовое напряжение. И когда я захочу что-то, сделать, то в тоже самое время мне это сделать будет как? Страшно. И тогда чем больше страшно, тем более вероятно что я скажу себе что? «Мне это делать не интересно», «это не мое». А что будет с интересами по жизни и эмоциональным состоянием вообще? Как я буду чувствовать себя, если я подавил одну из самых сильных по степени выраженности о ощущаемости эмоций – страх. Что будет с более слабыми эмоциями: интересом, радостью, ощущением смысла? Смогу ли я почувствовать более слабую эмоцию, если я запретил себя чувствовать более сильную? Нет. И тогда я буду ощущать что «мне скучно», «мне не интересно», «мне лень», я не знаю что я хочу и вообще я ничего не хочу. Такое состояние можно назвать эмоциональным омертвлением, «что воля, что неволя – все равно».
А что будет с телом, если подавлять гнев? Бессознательное будет реагировать по-своему, не спрашивая человека, хочет чтобы у него появлялась реакция в ответ или нет. Гнев будет выражаться через психосоматические заболевания. Например. У подчиненного в характере остается желание понравиться всем, он чувствует себя неполноценным, когда его оценивают значимые люди и такой человек его начальник. Но начальник поиронизировал над подчиненным, накричал на него, негативно оценил его личность. Подчиненный вышел после разговора с начальником с ощущением благодарности за критику. Но через 10 минут у подчиненного начала болеть голова. Поднялось артериальное давление. Т.е. реакция на вторжение в границы личности есть, но она не осознается. Это можно сравнить с нападением на Россию Ядерным оружием, в ответ на которое наши военные тоже нажимают на кнопку «Пуск», и ракета с атомной бомбой уходит со стартового стола в подземной шахте, но когда она подлетает к крышке подземной шахты, то выясняется что крышку шахты открыть забыли. И тогда ракета взрывается на территории России.
Итак, гнев, если он не ощущается, не переживается или при необходимости не выражается, то он трансформируется в подъем артериального давления, спазмы мышц спины, шеи, горла.
Если подавленного гнева чрезмерно много, то человека эти эмоции могут разрушить, и тогда включается другой защитный механизм – депрессия. Депрессия делает с психикой то же самое, что и слабость, температура, отсутствие аппетита при вирусном заболевании. Т.е. чтобы сосредоточиться организму на борьбе с вирусным заболеванием, появляется слабость и человек укладывается в кровать. А организм тем временем продолжает интенсивно бороться с вирусной инфекцией. Так и депрессия несколько приглушает психическую активность, чтобы чрезмерные эмоции не разрушили человека. Например, подавленный гнев трансформируется либо в головные боли, либо в депрессивное состояние. Хотя единственная верная эмоция в ответ на оскорбление личности и вторжение личностные границы должна быть какая? Это ответный гнев.
Так что же делать и какие формы выражения агрессии приемлемы, а какие нет?
Я бы начал отвечать на этот вопрос с того, что сначала бы развел понятие агрессивности и деструктивности. Или разделили бы инфантильную (не зрелую) и зрелую агрессию – с одной стороны и агрессию, направленную на себя и внешний мир с другой.
Что такое зрелая агрессия? Любой акт творения, инициатива – это явление само по себе какое? Агрессивное. Если я что-то создаю, то это предполагает, что то что было создано до меня – как-то нуждается в коррекции, как-то устарело, как-то утратило актуальность. И со своим продуктом творчества я отношусь к другим продуктам творчества агрессивно. И это и есть зрелая агрессия, т.е. энергия, направленная на преобразование и улучшение мира вокруг себя. Отсюда вытекает понимание что любая инициатива наказуема (если ее не ждут). И все новое имеет известные три стадии внедрения: Сопротивление «Этого не может быть», адаптация «В этом что-то есть», и приятие «Только так и должно быть».
Если зрелая агрессия направлена на себя, то это выражается в чем, как вы думаете? В преобразовании кого и в какую сторону? Себя в сторону реализации своих способностей и потребностей. Т.е. зрелая агрессия – это разгрызание гранита науки и его переработка для себя и других людей. Это модификация самого себя в сторону развития, наработки навыков и знаний.
А что относиться к инфантильной агрессии? Это разрушение чего-либо, причинение физического, материального, морального вреда другим людям. А инфантильная агрессия, направленная на себя – это саморазрушение, чувства вины, обиды, гнева на себя.
Так что же мешает быть агрессивным? Чаще всего – это морализация или предрассудок о том, что злость и агрессия – это плохо. Это невоспитанно, это неприемлемо. И вместе с этим предрассудком, в понятие которого вкладывается «агрессия – это скандал»- человек накладывает себе запрет на ощущение и выражение агрессии, как инструмента защиты своей личности и реализации самого себя вообще.
Для того чтобы почувствовать себя уверенным достаточно разрешить себя разозлиться, если это необходимо, но не обязательно это выражать. Т.к. очень немногие люди могут принимать гнев, не разрывая отношений и не наказывая за это другими санкциями. И наоборот, очень много людей которые относятся к другим людям как к объектам, которые ими должны только восхищаться. Тогда появиться ощущение, что ты можешь отстоять свои интересы, что ты психологически вооружен. Это состояние чувствуется другим человеком и он понимает, что «лучше не нужно, не влезай, обоим хуже будет». Это читается невербально и чувствуется другим человеком. Примерно так, как не нападают друг на друга ядерные державы, потому что понимают, что обоим хуже будет.
После того как человек разрешает себе чувствовать гнев, то освобождаются более тонкие и слабые по степени выраженности чувства: интерес, радость, влюбленность, способность ощущать и переживать принадлежность к смыслу. Т.е. человек начинает чувствовать себя живым.
И еще я бы хотел сказал об одной форме агрессии, которой сложнее всего сопротивляться. Как вы думаете что это? Это забота и замаскированная под заботу якобы любовь. Заботящийся человек о тебе часто говорит что? «Я тебя люблю, я же хочу чтобы тебе было лучше». Т.е. так человек рационализирует свою агрессию, эта агрессия часто не ощущается и так же сильно привязывает и обездвиживает, как и прямое выражение агрессии в виде принуждения к чему-либо. Особенно тяжело бывает избавиться от заботливого агрессора, когда понимаешь, что это близкий тебе человек.
Успехов Вам в умении быть зрелыми агрессорами!"
© М.Н. Маслов. При копировании текста ссылка на источник обязательна.
http://cross-club.livejournal.com/2733.html
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.