- 15.08.2011
- 3038 Просмотров
- Обсудить
Вынесу сюда несколько ключевых моментов, выделенных мною на семинаре Бориса Литвака.
Насколько я понял, основой сценария в текущем состоянии человека является самооценка. Она формируется в процессе воспитания либо по механизму условной любви, либо - безусловной.
В первом случае у человека формируется отношение к себе "Я+, если..."
и вот после этого "если" следует произвольный список условий, которые называют родительскими программами, проклятиями, предписаниями и т.п.
Для меня это было новым взглядом, как минимум по форме. Такой подход позволяет на первом этапе сценарного перепрограммирования сосредоточиться на выявлении максимального количества пунктов из списка "если..."
Систематическое выявление этих "пунктов", их анализ и переваривание составляет существенную часть сценарного перепрограммирования. Осложняет это то, что как правило пункты данного списка не осознаются.
Из ярких моментов, которые запомнились на семинаре:
Механизм принятия решения (без подробностей):
1. Возникновение потребности(ей)/мотива(ов)
2. Борьба мотивов
3. Принятие решения
4. Планирование
5. Реализация
6. получение обратной связи и коррекция
Мне понравилось наблюдение: "если разница мотивов велика, борьба мотивов происходит практически мгновенно!"
Я об этом никогда не задумывался, поэтому возникло любопытное чувство: говорят в некоторых ситуациях выбора "я выбрал этот вариант, даже не задумываясь!" Всё таки человек задумывается, просто слишком большая дельта, разность между ценностью мотивов и борьба мотивов может даже не осознаваться. Но она есть.
По поводу дискуссии, возникшей по поводу единственной возможной цели в жизни человека.
Как я это законспектировал: "У человека не может быть больше одной эмоциональной Цели в жизни"
Когда обсуждали это, не то услышал, не то сам сформулировал: "если у тебя нет цели, значит она у тебя ЕСТЬ! (скорее всего - нравиться окружающим)".
И как я это понимаю: говоря здесь о "Цели в жизни", я недаром законспектировал эпитет "эмоциональной". Я понимаю под "целью в жизни" наиболее эмоционально сильную внутреннюю мотивацию к деятельности (либо бездействию).
Я вижу, что словосочетание "цель в жизни" может ассоциироваться с какой-то конечной целью, результатом жизни. Может быть в этой формулировке это и путает участников дискуссии. В таком случае я бы предложил назвать это "смысл существования". Такое словосочетание исключает конечность и позволяет сосредоточиться на процессе и внутреннем состоянии человека.
Мой вариант формулировки: "У человека не может быть больше одного смысла существования в текущем его состоянии".
Один из обсуждавшихся на семинаре смыслов существования у адаптированных детей - радовать родителей (а во взрослом состоянии партнёров по общению), то есть пытаться угадывать ожидания окружающих и стараться подстроиться под них. В такой формулировке лучше понятно, почему не может быть больше одного смысла. Если целей может быть несколько, то про смысл говорят, что он заключается в чем-то, то есть другое - исключено.
Приглашаю подискутировать насчет такой формулировки.
С уважением, Белых Александр.
Насколько я понял, основой сценария в текущем состоянии человека является самооценка. Она формируется в процессе воспитания либо по механизму условной любви, либо - безусловной.
В первом случае у человека формируется отношение к себе "Я+, если..."
и вот после этого "если" следует произвольный список условий, которые называют родительскими программами, проклятиями, предписаниями и т.п.
Для меня это было новым взглядом, как минимум по форме. Такой подход позволяет на первом этапе сценарного перепрограммирования сосредоточиться на выявлении максимального количества пунктов из списка "если..."
Систематическое выявление этих "пунктов", их анализ и переваривание составляет существенную часть сценарного перепрограммирования. Осложняет это то, что как правило пункты данного списка не осознаются.
Из ярких моментов, которые запомнились на семинаре:
Механизм принятия решения (без подробностей):
1. Возникновение потребности(ей)/мотива(ов)
2. Борьба мотивов
3. Принятие решения
4. Планирование
5. Реализация
6. получение обратной связи и коррекция
Мне понравилось наблюдение: "если разница мотивов велика, борьба мотивов происходит практически мгновенно!"
Я об этом никогда не задумывался, поэтому возникло любопытное чувство: говорят в некоторых ситуациях выбора "я выбрал этот вариант, даже не задумываясь!" Всё таки человек задумывается, просто слишком большая дельта, разность между ценностью мотивов и борьба мотивов может даже не осознаваться. Но она есть.
По поводу дискуссии, возникшей по поводу единственной возможной цели в жизни человека.
Как я это законспектировал: "У человека не может быть больше одной эмоциональной Цели в жизни"
Когда обсуждали это, не то услышал, не то сам сформулировал: "если у тебя нет цели, значит она у тебя ЕСТЬ! (скорее всего - нравиться окружающим)".
И как я это понимаю: говоря здесь о "Цели в жизни", я недаром законспектировал эпитет "эмоциональной". Я понимаю под "целью в жизни" наиболее эмоционально сильную внутреннюю мотивацию к деятельности (либо бездействию).
Я вижу, что словосочетание "цель в жизни" может ассоциироваться с какой-то конечной целью, результатом жизни. Может быть в этой формулировке это и путает участников дискуссии. В таком случае я бы предложил назвать это "смысл существования". Такое словосочетание исключает конечность и позволяет сосредоточиться на процессе и внутреннем состоянии человека.
Мой вариант формулировки: "У человека не может быть больше одного смысла существования в текущем его состоянии".
Один из обсуждавшихся на семинаре смыслов существования у адаптированных детей - радовать родителей (а во взрослом состоянии партнёров по общению), то есть пытаться угадывать ожидания окружающих и стараться подстроиться под них. В такой формулировке лучше понятно, почему не может быть больше одного смысла. Если целей может быть несколько, то про смысл говорят, что он заключается в чем-то, то есть другое - исключено.
Приглашаю подискутировать насчет такой формулировки.
С уважением, Белых Александр.
Теги
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.